Способы построения учебных программ
Практика и теория создания учебных программ выделяет два способа их устройства:
- линейный,
- концентрический.
За последнее время усиленно распространяется, особенно Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ создания школьных программ.
Содержательность линейного способа построения учебных программ заключается в том, что некоторые части (шаги, порции) учебного материала стоят как бы по одной линии и формируют постоянную связь тесно скрепленных между собой и взаимообусловленных элементов — этапов учебной деятельности, — как правило, только один раз. Причем что- то новое создается на основании уже знакомого материала и тесно с ним связанного.
Такое строение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в образовании.
Преимущество линейного способа распределения содержания учебной программы лежит в его экономии времени, так как исключается копирование информации.
Линейный способ имеет недостатки. Они заключаются в том, что в силу возрастных и психологических особенностей обучающихся, особенно младших школьников, ученики не в силах осваивать важность осваиваемых событий, сложных по своей природе.
Концентрический способ выстраивания учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) освещать несколько раз, но с компонентами усложнения, с увеличением, обогащением содержимого образования новыми элементами, с углубленным рассмотрением существующих между ними связей и зависимостей.
Концентрическое размещение материала в программе предполагает не просто дублирование, а исследование тех же задач в более широком смысле с более глубоким осознанием сущности изучаемых явлений и процессов. И хотя концентризм тормозит скорость школьного обучения, требует большого расхода учебного времени на понимание учебного материала и иногда вызывает у обучающихся иллюзию понимания тех вопросов, с которыми они сталкиваются регулярно, и это, естественно, понижает их степень активности в образовании, но концентризм в школьном обучении не избежать. Особенно ярко это проявляется в процессе обучению языку, математики, истории и других предметов, которые проходят в начальной школе и затем в старших классах. Такая же картина была замечена и при изучении других дисциплин.
Негативных сторон линейного и концентрического способа создания учебных программ удается значительно избежать при разработке учебных программ, используя спиралеобразное расположение в них учебного материала. Благодаря такому расположению, получается совмещать последовательность и повторяемость его изучения. Отличительной особенностью этого метода является то, что школьники, не теряя из поля зрения начальную задачу, последовательно увеличивают и увеличивать сферу связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к начальной задаче возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.
Структура учебных программ
I. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
- Наименование образовательного учреждения.
- «Утверждаю: директор ОУ...».
- «Принято на заседании (научно-методического совета, педсовета, малого педагогического совета, РМО), дата, № протокола,
- Название дисциплины
- Возрастная группа,
- Должность
- ФИО преподавателя
- Место основания программы (город, другое поселение)
Если программа создается в виде брошюры, то реквизиты «Утверждаю...», «Принято...», должность и ФИО педагога печатаются на оборотной стороне титульного листа титульного листа.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Краткая описание учебного класса, важность введения данной дисциплины, подтверждение для введения обновлений, дополнений.
- Наименование программы, на основе которой создана данная рабочая программа (автор, название, год издания).
- Наименование программ (не более двух), на основании которых осуществляется обновление содержимого (автор, название, год издания).
- Общее количество занятий, количество занятий в неделю, продолжительность одного занятия.
- Сопровождающие формы обучения (кружки, клубы, экскурсии, лаборатории, выставки).
- Изменчивость ведения проверки.
- Цели и задачи изучения дисциплины (выделить главные вопросы по основной программе, вопросы по национально-региональному элементу и вспомогательные задачи по возобновлению содержания).
- Национально-региональный элемент (в какой форме будет осуществляться: как полное или часть занятия, в практических видах деятельности, только в некоторых темах; с какими темами сочетается, делиться ли на отдельные часы).
- Как будет исполняться компонент ОУ (локальный компонент).
- В каких разделах (темах) будут реализовываться межпредметные связи.
- По желанию могут быть определены главные формы предыдущей работы и работы, которая направлена на укрепление приобретенных знаний, умений и навыков по данному курсу.
III. Примерный тематический план
В тематическом плане открывается рекомендательная очередность изучения разделов и тем программы с оценкой логической структуры учебного предмета. Предоставляется разделение учебных часов (занятий) по разделам и темам дисциплины: название разделов и тем, количество часов на каждую тему.
По просьбе преподавателей учебно-тематический план может быть изменен на перспективно-календарный (календарно-тематический) с разбором тем на каждое занятие, а также обозначены предварительная и последующая деятельность по данной теме, формы проведения занятий (практические работы, итоговые занятия), разделение всех элементов в содержании одного занятия (перспективное распределение с раскрытием содержания).
IV. Содержание учебной дисциплины
- Содержание дисциплины должно показывать единые требования к уровню подготовленности учащегося по каждому разделу, учитывая основную программу, национально-региональный компонент и компонент ОУ.
- По каждому учебному разделу приводится номер и название темы, описывается содержание учебного материала.
- Предлагается по каждой учебной теме выделить требования к знаниям, представлениям и умениям обучающихся с целью постоянной диагностики уровня усвоения детьми учебного материала.
V. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Обобщенные требования по данному разделу программы (примерные).
- Должны знать.
- Должны иметь понятие.
- Должны уметь.
К тому же заданные нормы должны быть разделены по принадлежностям к базовой программе и сопутствующим компонентам.
VI. Способы проверки знаний, умений и навыков
- График проверки
- Тестовый материал, критерии, шкала уровней могут быть представлены по желанию или являться приложением к рабочей программе.
VII. Учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Технические средства образования
- Учебно-наглядные руководства
- Оборудование
VIII. Список литературы