Понятие познавательного интереса
Под познавательным интересом разные его исследователи понимают:
- особую избирательную тенденцию личности на процесс познания, характер которой выражается в какой-либо предметной области (С. Л. Рубинштейн);
- желание человека обращать на что-то внимание, узнавать некоторые предметы и действия (Ф. Н. Гоноболин);
- специальное избирательное, наполненное сильными впечатлениями и устремлениями, отношение личности к окружающему миру, к его объектам, действиям, процессам (Г. И. Щукина);
- чувственно окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую работе человека увлекательный характер (И.Ф. Харламов).
Из этого ясно, что разные авторы по-своему трактуют понятие познавательного интереса, но при этом не противореча друг другу, выделяя различные грани этого понятия, взаимно его обогащая.
Постоянно укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой позитивного отношения к учению. Под его воздействием у человека регулярно возникают вопросы, ответы на которые он самостоятельно каждый день активно ищет. При этом поисковая работа идет параллельно с увлечением, и школьник испытывает удовлетворенность от успеха. Под влиянием познавательного интереса учебная работа, в том числе и у слабых учеников, проходит более продуктивно.
Познавательный энтузиазм ориентирован не только на процесс познания, но и на его результаты, а это постоянно соединено со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, волевым напряжением и усилием.
При правильной педагогической организации систематической и целенаправленной работы познавательный интерес учащихся может и должен стать устойчивой чертой личность школьника и оказывать мощное воздействие на его развитие в целом.
Основы развития познавательного интереса
В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней:
- любопытство,
- любознательность,
- фактически познавательный интерес,
- творческий интерес.
Данные уровни характеризуют различную степень избирательной тенденции, отношения ученика к предмету и в соответствии с этим степень воздействия познавательного интереса на личность.
Любопытство – естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее, что приковывает внимание к материалу урока. Оно представляет начальную стадию формирования познавательно интереса и обусловлено чисто внутренними жизненными обстоятельствами. На данной стадии пока отсутствует настоящее стремление к познанию, но именно любопытство быть может его исходным толчком.
Любознательность – вторая стадия, на которой учащийся показывает стремление глубоко разобраться в вопросе, понять смысл изучаемого. Ученик традиционно активен на уроке, задает учителю вопросы, принимает участие в обсуждении планов, читает вспомогательную литературу, конструирует.
Фактически познавательный интерес зарождается и развивается в ходе работы, выражается в желании глубоко проанализировать этот предмет, вникнуть в сущность познаваемого. При этом импульс активности исходит уже не со стороны, а от самого человека, что в корне изменяет характер интереса. Кроме того, такой интерес не гаснет с завершением той или иной деятельности, он принуждает все глубже погружаться в интересующую работу. Именно на этой стадии интересной становится сама деятельность, а человек становится ее субъектом. Неизменное погружение в работу представляет возможность расширенной самостоятельности при изучении конкретного вопроса.
Под творческим познавательным интересом понимают такой его уровень, при котором ученик будет постоянно стремиться совершать самостоятельную, творческую, поисковую работу.
Необходимые условия формирования познавательного интереса
Делая упор на огромный накопленный практический опыт, на специализированные исследования ученых, вполне можно говорить об особых условиях, соблюдение которых содействует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
- создание ситуаций решения познавательных задач, энергичного поиска, предположений, рассуждений, ситуаций мыслительного напряжения, противоречивости суждений, конфликтов разных позиций, в которых нужно разобраться самостоятельно, принять решение, занять определённую позицию;
- организация и ведение учебного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей, уровнем их развития;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы, проявляющейся как в работе, так и в общении, и влияющей на настроение учащихся.
Эти условия объединяют весь комплекс функций обучения (образовательную, развивающую, воспитывающую) и оказывают конкретное и опосредованное воздействие на формирование познавательного интереса.
Известно, что для развития интереса детей к учебному предмету и конкретному уроку, важно соблюдать общие требования его построения. Они складываются из следующих аспектов:
- личность учителя;
- содержание учебного материала;
- разнообразие методов и приемов обучения.
С позиций прогрессивной педагогической науки учителю следует:
- по возможности стараться на уроке уделять внимание каждому ученику по нескольку раз, то есть поддерживать неизменную «обратную связь» – корректировать недочеты, исправлять ошибки, повторно объяснять трудный материал;
- ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько в совокупности в течение урока;
- постоянно заниматься развитием достоинств и положительных характеристик личности;
- развивать познавательные способности: быстроту реакции, все виды памяти, внимание, фантазию и т. д.
- стараться по возможности интегрировать знания, связывая темы собственного курса с другими учебными дисциплинами, расширяя кругозор учащихся.