Понятия учебных программ
Учебная программа – это нормативный документ, в котором отражается круг базисных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждой отдельно взятой учебной дисциплине.
Она содержит:
- список тем изучаемых материалов;
- указания по количеству времени на каждую отдельную тему;
- разделение их по годам обучения;
- время, которое должно отводиться для изучения всего курса.
Существует несколько типов учебных программ:
- типовые программы;
- рабочие школьные программы;
- личностно-индивидуальные авторские программы, которые создаются и используются учителями-новаторами, специалистами педагогического труда.
Типовые программы одобряются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят необязательный характер. Они отражают только наиболее общий, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и порядок основных научных мировоззренческих понятий, а также наиболее полные разъяснения систематического характера с указанием необходимых и полных средств и приемов обучения, специальных для определенных учебных предметов.
На основании стандартных учебных программ создаются рабочие программы, в которых, как правило, воссоздаются национально-региональные элементы, локальные или школьные, принимаются во внимание вероятности методического ресурса учительства, а также информативного, технического обеспечения и, естественно, степень готовности учащихся.
Авторские программы различаются и логикой создания курса, и серьезностью рассматриваемых в них задач, теорий, и характером их изложения автором программы. Чаще всего их используют при подготовке специальных курсов по выбору, обязательных предметов и других учебных дисциплин. Такие программы при наличии отзывов одобряются советом школы.
Учебная программа включает в себя три главных элементов:
- объяснительная записка, в которой освещены цели и задачи прохождения дисциплины;
- содержательная часть, содержащая список тем, разделение времени на изучение тем и разделов, список рекомендуемых занятий и способы обучения;
- методические инструкции о способах реализации программы, которые касаются методов, организационных форм, способов обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, получаемых учениками в процессе изучения определенного учебного предмета.
В структурном отношении учебные программы делятся на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.
При линейной структуре отдельно взятые части материала создают непрерывное постоянство непосредственно связанных между собой звеньев, которые прорабатывают за время обучения, как правило, один раз. Концентрическая структура предусматривает возвращение к усвоенным знаниям. Обзор одной и той же проблемы постепенно увеличивается, обогащается новыми знаниями, связями и зависимостями.
В последнее время усиленно обосновывается так называемый спиральный способ выстраивания школьных программ. Отличительным признаком спиральной структуры изложения материала является то, что ученики, не упуская из поля зрения начальную проблему, постепенно увеличивают и усиливают круг связанных с ней знаний.
Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
Методические требования к учебным программам
Программы отдельных учебных предметов (курсов) направляют на достижение предполагаемых результатов овладения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Программы отдельных учебных дисциплин (курсов) создаются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, которые включены в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов (курсов) должны включать:
- пояснительную записку, в которой рассматриваются общие задачи среднего (полного) общего образования учитывая спецификацию учебного предмета;
- общее описание учебного предмета (курса);
- определение места учебного предмета (курса) в учебном плане;
- личные, метапредметные и предметные результаты усвоения определенного учебного предмета (курса);
- содержимое учебного предмета (курса);
- предполагаемые итоги изучения учебного предмета (курса);
- тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности учащихся;
- изображение учебно-методического и материально-технического оснащение образовательного процесса.
В программу должны быть включены:
- задачи духовно-нравственного развития;
- направленность деятельности по духовно-нравственному формированию и воспитанию учащихся, их социализации, профессиональной нацеленности, здоровьесберегающей деятельности, формирование экологической культуры, которая отражает спецификацию образовательного учреждения. Направленность интересов групп образовательного процесса; содержимое, формы работы и виды занятий с учениками по каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся;
- определение методов и форм профессиональной направленности и организации общественно значимой работы в образовательном учреждении;
- ведущие направления педагогической поддержки по социокультурной работе учащихся, учитывая качества устоявшегося уклада образовательного учреждения;
- модель организации деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся;
- модели организованности деятельности по развитию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- методику и критерии оценивания духовно-нравственного формирования и воспитания обучающихся;
- критерии и показатели эффективности работы образовательного учреждения по предоставлению воспитания и социализации учащихся;
- предполагаемые результаты духовно-нравственного формирования, воспитания и социализации учащихся, их профессиональной направленности, воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.