В современном мире состояние образования крайне сложно и противоречиво. С одной стороны, в XX веке образование становится одной из наиболее существенных сфер человеческой деятельности. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями задач в данной сфере.
Место образования в жизни сообщества определяется той ролью, которую играют в социальном развитии познания людей, их умения, опыт, возможности становления личных свойств. Данная роль стала возрастать во второй половине XX века, и сознательно изменилась в последние десятилетия. Перемены в области образования неразрывно соединены с процессами, которые протекают в социально-политической жизни крупного общества. Непосредственно с данных позиций можно выделить и изучить главные направленности крупного образования.
Эволюция познания в информационном обществе
По мере общественного становления отчётливо проявляется то, что в роли источника выгоды регулярно выступают познания, инновации и методы их практического внедрения. То, что познание начинает занимать основные позиции в финансовом развитии, радикально изменяет место образования в структуре социальной жизни, соответствие таковых ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых познаний, информации, умений, утверждение ориентации на их обновление и становление становятся основательными чертами сотрудников в постиндустриальной экономике.
Новый тип экономического становления, который стал утверждаться в информационном сообществе, вызвал необходимость для сотрудников несколько раз на протяжении жизни менять профессию, многократно увеличивать собственную квалификацию. Сфера образования в значительной степени пересекается в информационном сообществе с экономической сферой жизни сообщества, а образовательная работа становится главнейшим компонентом его финансового становления. Не надо кроме того забывать, что информация и теоретическое познание считаются стратегическими ресурсами державы и, вместе с уровнем становления образования, во многом характеризуют ее суверенитет и национальную безопасность.
Развитие образования
Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых государствах, угрожает обострить до предела одну из сложнейших масштабных задач нашего времени - проблему преодоления отсталости в развитии многих государств. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе составляют двойной технологический разрыв. Если это положение в отношениях между развитыми и развивающимися государствами сохранится, тогда возникнут неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое общество. Для того чтобы создание прогрессивной информационной инфраструктуры в развивающихся государствах содействовало не исключительно увеличению доходов развитых государств, участвующих в финансировании этого процесса, но и основным образом - преодолению социально-экономической отсталости, нужно внедрение новых технологий, как в интернациональном бизнесе, так и в самых всевозможных сферах жизни в развивающихся государствах. А это потребует и прогрессивных технических систем, и явных познаний, умений, моделей поведения у людей данных государств.
Развитие информационного общества потребует высококачественного увеличения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся государств и этим выдвигает сферу образования на первый план общественного развития.
От решения проблем образования, что практически всегда остро стояли в развивающихся государствах и что еще больше ухудшились в последние десятилетия из-за бурного развития информационных технологий, зависит на данный момент возможности социально-экономического становления данных государств, решения глобальной трудности преодоления отсталости в мире. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным, даже вузовским обучением. Неважно какая работа нынче трактуется как образовательная, в случае если она имеет собственной целью поменять установки и модели поведения индивидов методом передачи им новых познаний, становления новых умений и навыков.
Функции образования исполняют самые всевозможные общественные университеты, а не только школы и Университеты. Главнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, большие промышленные фирмы непременно имеют в собственном составе подразделения, занятые подготовкой и переподготовкой кадров. Неформальное образование имеет целью восполнить дефекты и противоречия классической школьной системы и нередко удовлетворяет насущные образовательные потребности, что не в состоянии удовлетворить формальное образование.
Переход от концепции многофункциональной подготовки к концепции становления личности
Сущность этого перехода содержится не просто в смене приоритетов: от муниципального заказа на подготовку профессионалов к удовлетворению потребностей человека. Новая концепция учитывает индивидуализированный характер образования, который дает возможность принимать во внимание возможности каждого отдельного человека и содействовать его самореализации и развитию. Это будет осуществимым при помощи разработки различных образовательных программ в соответствии с различными личными возможностями как учащихся, так и учителей. Актуальным моментом в данном направлении становления образования считается составление у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной работы с применением прогрессивных и многообещающих средств информационных технологий.
Еще в недалеком прошедшем хороший почерк был залогом безмятежной и обеспеченной жизни до старости . Последние десятилетия отличительны ускорением обновляемости технологий и познаний в разных сферах работы человека. Школьного и даже вузовского образования сейчас уже не хватает. Становление концепции нескончаемого образования, стремление воплотить ее на практике обострили в сообществе проблему образования взрослых. Случилось радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается на данный момент как магистральный путь преодоления упадка образовательной системы, формирования адекватной прогрессивному сообществу системы образования.
Перевоплощение познаний в главный социальный капитал, возрастание выгод, связанных с получением познаний, содержится в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет данный продукт, общество в целом и отдельные фирмы. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, становление рыночных взаимоотношений в данной сфере. Развитию рыночных взаимоотношений в области образования содействует и обострение трудности государственного финансирования.
Главной тенденцией прогрессивного образования считается постепенное смещение ценностей от прямого обучения к персональному контакту с учащимися. Основные лекции и семинарские занятия остаются, естественно, непременными, но значимая часть учебного процесса может проходить в период личных консультаций с учителями по конкретным темам или проблемам.