Компоненты содержания образования
Содержание образования включает в себя ряд ключевых компонентов: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт взаимоотношений личности.
- Когнитивный опыт личности. Данный компонент включает систему знаний о природе, обществе, явлениях и фактах, технике, приемах работы, усвоение которых обеспечивает составление в сознании учащихся научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической работе.
- Опыт практической деятельности или реализация приемов работы. Знания о методах практической деятельности также относятся к содержательным компонентам образования и формируют базисную культуру личности. Человек не просто усваивает знания, но и затем применяет их в конкретной деятельности. Наружные (практические) и внутренние (интеллектуальные) умения и навыки могут быть как едиными для всех учебных предметов, так и специфическими, формирующимися и проявляющимися исключительно в масштабах конкретной предметной области.
Знания являются главным элементом содержания общего образования, без них невыполнимо ни одно целенаправленное действие. Именно в знаниях выражается обобщенный опыт человечества, накопленный в ходе социально-исторической развития. Они могут быть представлены в виде ключевых понятий и определений, отражающих как ежедневную реальность, так и научную сферу; законов и закономерностей, раскрывающих взаимосвязи и между различными объектами и действиями; концепций, имеющих целостную систему научных познаний о конкретном объекте; приемов научной работы и способов познания. Данные виды знаний различаются функциями обучения и используемыми технологиями.
Таким образом, практический компонент содержания образования составляет систему интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой разных видов деятельности: познавательной, художественной, трудовой, социональной, ценностно-ориентационной, коммуникативной.
- Опыт творчества. Данный компонент содержания образования и базисной культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых задач, к креативному преобразованию действительности.
Более конкретное проявление этого компонента отражается в следующем:
- самостоятельное перенесение знаний и умений в новую ситуацию;
- видение проблемы в знакомой ситуации;
- видение текстуры объекта и его новой функции;
- самостоятельное комбинирование известных методов работы в один новый;
- нахождение всевозможных приемов решения трудности.
Черты творческой работы не всегда проявляются одинаково и одновременно, а могут сочетаться между собой и реализовываться с разной силой. В самом характере творчества заключена особенность содержания культуры личности, которая состоит в том, что для претворения в жизнь имеющихся знаний невозможно указать точную систему действий. Это во многом зависит от индивидуальных особенностей человека.
Чувственная культура уникальна по своей сущности и является следствием общественного развития человека. Опыт взаимоотношений совместно со знаниями и умениями считается условием формирования системы ценностей, эталонов, и в целом мировоззрения личности.
Все компоненты содержания образования и базисной культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможно воплотить, и любая деятельность, в том числе и творческая, осуществляется именно на их основе. А к каждому виду деятельности у человека складывается индивидуальное отношение, которое может проявляться в различных впечатлениях и эмоциях, как положительных, так и отрицательных. Это накладывает своеобразный отпечаток на взаимоотношения с людьми. Если человек, принимая во внимание нормы поведения, не выполняет их искренне, его невозможно считать воспитанным. Если он осведомлен о мировоззренческой идее, употребляет ее для обоснования каких-то явлений реальности, но не убежден в ее истинности, значит данная мысль не вызывает в нем чувственного отношения к делу и не является частью его личного мировоззрения, выступающего аспектом образованности и воспитанности.
Предметные циклы содержания образования
Длительное время общее образование понималось несколько упрощенно, рассматривалось лишь как предшествующая ступень профессионального образования, его база. Внедрение общеобразовательных предметов в специализированных учебных заведениях в концепции содержания образования не рассматривалось.
Сегодня общее образование быть может представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой - как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной.
В последнем случае в содержание образования входят 3 ключевых цикла учебных предметов:
- естественнонаучный,
- гуманитарный,
- трудовая и физическая подготовка.
Естественно-научный предметный цикл (биология, физика, химия, математика) предоставляет познание ключевых закономерностей развития природы, методов и средств их применения на благо человека. А математика также вооружает учащихся формализованным языком выражения зависимостей в форме чертежей, графиков, формул. Это считается действующим средством становления закономерного мышления.
Гуманитарные предметы (история, литература, обществознание, родной и иностранный языки) могут помочь понять законы социального развития, общественную природу самого человека. Особая роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Они сформировывают эстетические и нравственные чувства, приобщают к миру прекрасного, творчеству, красоте.
Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности улучшают самочувствие, сформировывают умения и навыки, необходимые будущим труженикам и защитникам страны.