Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детское изобразительное творчество

Роль изобразительного творчества в формировании творческой личности

Одна из важнейших задач теории и практики педагогики на современном этапе - формирование творческой личности. Решение данной задачи должно начинаться в дошкольном возрасте. Эффективным средством для этого является изобразительное творчество детей.

Во время процесса аппликации, рисования, лепки ребенок испытывает ряд чувств, он приобретает различные знания. В этом интересном деле, граничащем с игрой, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире, он начинает задумываться над качествами предметов, запоминать их специфические особенности, овладевать навыками изобразительного искусства и учится осознанно их применять.

Рисование способствует разностороннему развитию детей. Занятия различными видами художественной деятельности создают базу для содержательного общения детей внутри группы сверстников и со взрослыми. Такие занятия выполняют также функцию терапии, смещая акценты в сознании детей с печальных событий на позитивные, снижая уровень нервного напряжения, страхов, вызывая радостное настроение и положительное эмоциональное состояние. Именно поэтому важно включать в педагогический процесс занятия художественной и иной творческой деятельностью. В этой работе, каждый ребенок, может проявить себя наиболее полно без давления со стороны взрослых.

Замечание 1

Руководство творческой деятельностью требует от педагога общих знаний о творчестве, его специфики, умения очень тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность детей, способствовать обучению необходимым навыкам и умениям и раскрытию творческого потенциала личности.

Творчество имеет общие закономерности, в частности:

  • творчество - общественное явление;
  • социальная сущность творчества заключается в создании необходимых и полезных общественных ценностей.

В отечественной педагогике и психологии творчество рассматривается как создание объективно и субъективно нового индивидом. Субъективная новизна и является результатом творческой деятельности дошкольников и детей младшего школьного возраста. Вырезая и наклеивая, рисуя, ребенок формирует для себя субъективно новое. Безусловно, общечеловеческой ценности и новизны продукт его творчества не имеет, но его субъективная ценность значительна.

«Детское изобразительное творчество» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Изобразительная деятельность детей - это прообраз взрослой деятельности и он несет в себе общественно-исторический опыт многих поколений. Постичь этот опыт без помощи взрослого человека ребенок не может. Взрослый является не только носителем этого опыта, но и его передатчиком. Усваивая данный опыт, ребенок продвигается в своем развитии.

Обучение творчеству

Советский педагог Илья Лернер определил в своих работах основные черты, присущие творческой деятельности ребенка:

  • осуществление самостоятельного переноса знаний усвоенных ранее в новую ситуацию;
  • видение новой функции предмета;
  • обозначение проблемы в стандартной ситуации;
  • определение структуры объекта;
  • выработка альтернативных решений;
  • комбинирование новых способов деятельности с известными.

Творчеству можно учить, но это особое учение.

Замечание 2

Следует отметить, что самостоятельный перенос ранее приобретенных знаний в новую ситуацию у детей может проявиться, только если они научатся воспринимать предметы и объекты действительности, научатся определять их формы, посредством движения рук по контуру предмета. Только после этого дети смогут применять данный способ самостоятельно и постепенно обретут свободу в изображении любых предметов, даже без фиксированной формы (облаков, лужиц, нерастаявшего снега).

Видение новой функции объекта проявится тогда, когда ребенок начнет использовать предметы-заместители (превращает нарезанные полоски в части объектов). Умение в процессе восприятия выделять форму, части, постепенно подводит их к видению цельной структуры объекта и овладению способами передачи структуры в рисунке, аппликации или лепке.

Знакомство детей с произведениями искусства разных направлений вводит их в мир прекрасного, приводит детей к пониманию образного решения, выразительности средств, разнообразию цветового, а также композиционного построения. Например, познакомившись с дымковской росписью, ребенок обязательно использует ее, создавая свои образы.

Главное условие, которое необходимо обеспечить в творчестве детей — это искренность. Потребность в творчестве должна возникать у ребенка самостоятельно, без целенаправленной педагогической стимуляции. Но у многих детей не наблюдается самостоятельно возникающее творчество. Из этого противоречия возникает такая педагогическая проблема, как поиск стимулов к творчеству, рождающих у ребенка подлинное желание творить. Одно из решений – показать не только продукт творчества, но и сам процесс, чтобы ребенок собственными глазами увидел, как рождается картина, скульптура.

Ребенок в процессе рисования не только овладевает новыми изобразительными навыками и умениями, которые расширяют его творческие возможности, но и учится осознанно их применять. Это важный фактор с точки зрения психического развития.

Этапы творческой деятельности

В творческой деятельности ребенка можно выделить три основных этапа:

  • зарождение, развитие, осознание и оформление замысла;
  • процесс создания изображения;
  • анализ результатов.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Замечание 3

Тема будущего изображения может определяться самим ребенком или предлагаться воспитателем, но конкретное решение должен определять только сам ребенок. Следует отметить, что чем младше ребенок, тем больше его замысел обладает ситуативным и неустойчивым характером. Изначально дети трехлетнего возраста только в $40\%$ случаев могут сразу воплощать задуманное. Иногда замысел меняется несколько раз в процессе работы. И только к концу года систематических занятий у $70-80\%$ детей, замысел и воплощение начинают совпадать. Причин этому две, во-первых - ситуативность мышления ребенка, во-вторых - небольшой опыт деятельности, который не дает возможности ребенку соотнести задуманное со своими изобразительными возможностями и поняв свое неумение, ребенок отказывается от первоначального замысла.

В процессе создания изображения также имеются свои особенности. Тема задания направляет воображение ребенка, но воспитатель при этом не должен регламентировать решение. Более широкие возможности возникают, если ребенок рисует по собственному замыслу, а педагог задает только направление выбора темы. На данном этапе от ребенка требуется умение владеть способами изображения и выразительными средствами.

Логическим продолжением и завершением двух первых этапов является анализ результатов. Просмотр и анализ рисунков детьми реализуются при их максимальной активности. Это дает возможность полнее осмыслить результаты собственной деятельности. Обсуждение работ педагог должен проводить каждый раз по-новому. Например, если дети делали елочные украшения, то по окончании занятия все игрушки развешиваются на елку. Если в процессе работы создавалась коллективная композиция, то следует обратить внимание на общий вид картины и вместе с детьми подумать, можно ли дополнить панораму.

Дата последнего обновления статьи: 09.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot