Роль изобразительного творчества в формировании творческой личности
Одна из важнейших задач теории и практики педагогики на современном этапе - формирование творческой личности. Решение данной задачи должно начинаться в дошкольном возрасте. Эффективным средством для этого является изобразительное творчество детей.
Во время процесса аппликации, рисования, лепки ребенок испытывает ряд чувств, он приобретает различные знания. В этом интересном деле, граничащем с игрой, уточняются и углубляются его представления об окружающем мире, он начинает задумываться над качествами предметов, запоминать их специфические особенности, овладевать навыками изобразительного искусства и учится осознанно их применять.
Рисование способствует разностороннему развитию детей. Занятия различными видами художественной деятельности создают базу для содержательного общения детей внутри группы сверстников и со взрослыми. Такие занятия выполняют также функцию терапии, смещая акценты в сознании детей с печальных событий на позитивные, снижая уровень нервного напряжения, страхов, вызывая радостное настроение и положительное эмоциональное состояние. Именно поэтому важно включать в педагогический процесс занятия художественной и иной творческой деятельностью. В этой работе, каждый ребенок, может проявить себя наиболее полно без давления со стороны взрослых.
Руководство творческой деятельностью требует от педагога общих знаний о творчестве, его специфики, умения очень тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность детей, способствовать обучению необходимым навыкам и умениям и раскрытию творческого потенциала личности.
Творчество имеет общие закономерности, в частности:
- творчество - общественное явление;
- социальная сущность творчества заключается в создании необходимых и полезных общественных ценностей.
В отечественной педагогике и психологии творчество рассматривается как создание объективно и субъективно нового индивидом. Субъективная новизна и является результатом творческой деятельности дошкольников и детей младшего школьного возраста. Вырезая и наклеивая, рисуя, ребенок формирует для себя субъективно новое. Безусловно, общечеловеческой ценности и новизны продукт его творчества не имеет, но его субъективная ценность значительна.
Изобразительная деятельность детей - это прообраз взрослой деятельности и он несет в себе общественно-исторический опыт многих поколений. Постичь этот опыт без помощи взрослого человека ребенок не может. Взрослый является не только носителем этого опыта, но и его передатчиком. Усваивая данный опыт, ребенок продвигается в своем развитии.
Обучение творчеству
Советский педагог Илья Лернер определил в своих работах основные черты, присущие творческой деятельности ребенка:
- осуществление самостоятельного переноса знаний усвоенных ранее в новую ситуацию;
- видение новой функции предмета;
- обозначение проблемы в стандартной ситуации;
- определение структуры объекта;
- выработка альтернативных решений;
- комбинирование новых способов деятельности с известными.
Творчеству можно учить, но это особое учение.
Следует отметить, что самостоятельный перенос ранее приобретенных знаний в новую ситуацию у детей может проявиться, только если они научатся воспринимать предметы и объекты действительности, научатся определять их формы, посредством движения рук по контуру предмета. Только после этого дети смогут применять данный способ самостоятельно и постепенно обретут свободу в изображении любых предметов, даже без фиксированной формы (облаков, лужиц, нерастаявшего снега).
Видение новой функции объекта проявится тогда, когда ребенок начнет использовать предметы-заместители (превращает нарезанные полоски в части объектов). Умение в процессе восприятия выделять форму, части, постепенно подводит их к видению цельной структуры объекта и овладению способами передачи структуры в рисунке, аппликации или лепке.
Знакомство детей с произведениями искусства разных направлений вводит их в мир прекрасного, приводит детей к пониманию образного решения, выразительности средств, разнообразию цветового, а также композиционного построения. Например, познакомившись с дымковской росписью, ребенок обязательно использует ее, создавая свои образы.
Главное условие, которое необходимо обеспечить в творчестве детей — это искренность. Потребность в творчестве должна возникать у ребенка самостоятельно, без целенаправленной педагогической стимуляции. Но у многих детей не наблюдается самостоятельно возникающее творчество. Из этого противоречия возникает такая педагогическая проблема, как поиск стимулов к творчеству, рождающих у ребенка подлинное желание творить. Одно из решений – показать не только продукт творчества, но и сам процесс, чтобы ребенок собственными глазами увидел, как рождается картина, скульптура.
Ребенок в процессе рисования не только овладевает новыми изобразительными навыками и умениями, которые расширяют его творческие возможности, но и учится осознанно их применять. Это важный фактор с точки зрения психического развития.
Этапы творческой деятельности
В творческой деятельности ребенка можно выделить три основных этапа:
- зарождение, развитие, осознание и оформление замысла;
- процесс создания изображения;
- анализ результатов.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Тема будущего изображения может определяться самим ребенком или предлагаться воспитателем, но конкретное решение должен определять только сам ребенок. Следует отметить, что чем младше ребенок, тем больше его замысел обладает ситуативным и неустойчивым характером. Изначально дети трехлетнего возраста только в $40\%$ случаев могут сразу воплощать задуманное. Иногда замысел меняется несколько раз в процессе работы. И только к концу года систематических занятий у $70-80\%$ детей, замысел и воплощение начинают совпадать. Причин этому две, во-первых - ситуативность мышления ребенка, во-вторых - небольшой опыт деятельности, который не дает возможности ребенку соотнести задуманное со своими изобразительными возможностями и поняв свое неумение, ребенок отказывается от первоначального замысла.
В процессе создания изображения также имеются свои особенности. Тема задания направляет воображение ребенка, но воспитатель при этом не должен регламентировать решение. Более широкие возможности возникают, если ребенок рисует по собственному замыслу, а педагог задает только направление выбора темы. На данном этапе от ребенка требуется умение владеть способами изображения и выразительными средствами.
Логическим продолжением и завершением двух первых этапов является анализ результатов. Просмотр и анализ рисунков детьми реализуются при их максимальной активности. Это дает возможность полнее осмыслить результаты собственной деятельности. Обсуждение работ педагог должен проводить каждый раз по-новому. Например, если дети делали елочные украшения, то по окончании занятия все игрушки развешиваются на елку. Если в процессе работы создавалась коллективная композиция, то следует обратить внимание на общий вид картины и вместе с детьми подумать, можно ли дополнить панораму.