Основы музыкального воспитания и развития ребенка
Методика музыкального воспитания – это самостоятельная отрасль педагогики, занимающаяся исследованием особенностей музыкального воспитания и развития, преобразованием имеющихся и разработкой новых методов, технологий, приемов музыкального воспитания.
Восприятие людьми музыки очень различно. Одно и тоже музыкальное произведение может оказывать различное по своей силе воздействие на разных слушателей. Музыкальное восприятие определяется эмоциональной отзывчивостью слушателей, их подготовленностью к построению взаимоотношений с искусством и его творениями.
Педагог, реализующий музыкальное воспитание, должен уметь развить у детей правильное и адекватное восприятие музыкальных произведений, научить различать музыкальные жанры, привить музыкальный вкус и развивать музыкальные задатки, имеющиеся у ребенка. В этой связи, педагог должен знать теоретические основы музыкального воспитания и владеть его технологиями. От используемой технологии музыкального воспитания зависит его эффективность.
Музыкальное воспитание играет важную роль в развитии личности ребенка и прохождении процесса ее социализации. Поэтому, важно опираться на целесообразные технологии и методики музыкального воспитания. Нельзя использовать методики, которые являются неактуальными на текущем этапе развития общества, не отвечают его требованиям и направлениям развития.
Технология музыкального воспитания неразрывно связана с музыкознанием, влияющим на разработку содержания и методов музыкального воспитания. При разработке технологии воспитания в основу берутся теории психологической науки. Они позволяют разработать ее таким образом, чтобы создать оптимальные условия для восприятия детьми музыки, раскрытия их музыкального потенциала, помочь в развитии музыкальных талантов.
Кроме того, при разработке технологии музыкального воспитания активно применяются данные физиологии. Они необходимы для понимания устройства голосового аппарата на различных возрастных этапах развития ребенка.
Закономерности и принципы технологии музыкального воспитания
Технология музыкального воспитания строится на базе принципов общей педагогики и дидактики, использовании ее методов и форм организации.
Предметом технологии музыкального воспитания выступают теоретические и практические аспекты музыкального развития детей, условия успешного музыкального обучения, специфика прохождения этого процесса.
Музыкальное воспитание нацелено на формирование условий, позволяющих сформировать музыкальные представления учащихся, развить у них музыкальную культуру.
Технология музыкального воспитания включает в себя следующие закономерности проявления данного процесса:
- Социологические закономерности. Они предполагают построение воспитательного процесса на основе учета прав и свобод ребенка, ориентации на его личностное развитие и индивидуальное особенности. Только такой подход позволяет достичь должного воспитательного эффекта;
- Коммуникативные закономерности. Они предполагают, что музыкальное воспитание, в первую очередь, определяется сложившейся системой взаимодействия между педагогом и учащимися. Характер этого взаимодействия определяется результативность эстетического развития детей и музыкального воспитания;
- Физиологические закономерности. Воспитание музыкальных способностей зависит от природных особенностей ребенка, его физических качеств и генетических показателей;
- Психологические закономерности. Если ребенок заинтересован в музыкальном развитии, ему интересны музыкальные занятия, он проявляет желание обучаться игре на каком-то музыкальном инструменте, то такое воспитание будет иметь положительный эффект;
- Организационные закономерности. Эффективность музыкального воспитания подвержена влиянию таких факторов, как: работоспособность учащихся, выносливость, время суток, время года, погодные условия, состояние здоровья учащихся и педагога.
Технология музыкального воспитания ориентируется на педагогические и дидактические принципы. В ее основе лежат следующие из них:
- Зависимость музыкального воспитания от потребностей общества, социального заказа;
- Технология музыкального воспитания должна соответствовать текущему этапу общественного развития, его тенденциям;
- Музыкальное обучение и воспитание должно быть связано и двигаться в едином направлении с практическими тенденциями социальной сферы и развитием науки;
- Задачи по музыкальному обучению, воспитанию и развитию должны решаться комплексно;
- Все элементы технологии музыкального воспитания – цели, задачи, содержание, методы, формы, средства должны быть взаимосвязаны;
- Организация педагогического процесса должна соответствовать творческим навыкам детей, возможностям их самостоятельного обучения и способствовать проявлению их инициативы;
- Воспитательные действия должны носить непрерывный системный характер, а требования быть постоянными;
- Характер реализации воспитательной технологии, применение приемов и методов должно соответствовать общему развитию личности каждого учащегося.
Стадии реализации технологии музыкального воспитания детей
Музыкальное воспитание проводится последовательно. Оно включает в себя следующие стадии реализации технологии музыкального воспитания:
- Изучение теоретической базы музыкального воспитания. Оно включает в себя научные аспекты музыкального воспитания, рассмотрение музыки, как вида искусства, изучение средств, используемых для музыкальной выразительности, форм, жанров музыки.
- Привитие детям знаний о музыкальности и музыкальной культуре. На данной стадии, дети получают знания о том, что оказывает влияние на развитие музыкальных способностей, изучают направления развития музыкальной культуры. Также, проводится диагностика музыкально-сенсорных способностей детей и формируются первые основы их музыкальной культуры.
- Организация музыкальной деятельности в разнообразных ее видах. Детей учат воспринимать музыку, устраивая прослушивание музыкальных композиций, различных жанров и репертуаров, проводят обучению пению и игре на различных музыкальных инструментах, организуются творческие музыкальные мероприятия.
- Использование музыкальной деятельности в повседневной жизни. В учебном учреждении устраиваются разнообразные музыкальные праздники, конкурсы, используется оснащение учебных помещений музыкальной аппаратурой для прослушивания музыки в перерывах между занятиями, даются музыкальные задания на дом.
- Проведение контрольных заданий для проверки усвоенных музыкальных знаний.