Значимость речевого развития дошкольника
Развитие речи – это совокупность приемов и технологий, ориентированных на овладение человеком навыками устной и письменной речи.
Речь необходима каждому человеку, поскольку она лежит в основе построения коммуникативных связей и отношений. Посредством речи люди общаются, устанавливают разного рода социальные контакты.
Речь отражает уровень развития интеллекта ребенка. Если ребенок отстает в умственном развитии, то это, в большинстве случаев, сказывается и на его речи. Развитая речь, богатство активного словаря ребенка говорит о высоком уровне его интеллектуального развития и отсутствии нарушений в работе мыслительных процессов.
Значимость речевого развития ребенка можно отобразить следующими положениями:
- Выполнение речью социально-значимой функции. Речь выступает средством общения, освоения социального опыта, исторических основ развития общества и его культурных ценностей.
- Эмоциональная ценность речи. Речь позволяет выразить свои эмоции и чувства в словесной форме, донести их до слушателя, поделиться своими переживаниями и взглядами.
- Речь выступает средством самоутверждения и самореализации. Благодаря речи можно обратить внимание на себя, заглянуть в свой внутренний мир, проанализировать его устройство и особенности.
- Когнитивная функция речи. Речь выступает источником познания. Посредством речи, ребенок усваивает информацию об устройстве мира, адекватно воспринимает ее, передает, анализирует, сохраняет.
- Речь выступает способом регулирования и контроля своей деятельности и деятельности окружающих.
- Речь выступает основой социального становления и развития дошкольника. Без речи ребенку будет проблематично влиться в социальное пространство и познать его законы.
- Развитие речи оказывает огромное значение на функционирование психических процессов. Речь кардинально перестраивает психику ребенка.
Методика развития речи
Методика развития речи – это раздел педагогики, занимающийся исследованием вопросов развития речи, специфики ее функционирования и закономерностей проявления.
Методика развития речи ориентирована на разработку направлений и методов педагогической деятельности, направленных на формирование навыков устного владения родным языком и употребление языковых средств в письменной речи.
Предметом методики развития речи является процесс формирования речевых навыков, развитие умений их целесообразного применения в устной и письменной речи, посредством определенной системы педагогического воздействия.
Теория и методика развития речи ориентирована на решение двух групп задач:
- Фундаментальные задачи. Они направлены на изучение вопросов, связанных с освоением родной речи и развитием навыков ее практического использования в коммуникативном аспекте. Здесь же, изучаются способы и правила изучения родного языка, разрабатываются принципы и методы изучения, выявляются закономерности познания.
- Прикладные задачи. Они включают в себя практические мероприятия по речевому развитию. Здесь, происходит разработка способов, форм и методов речевого развития, определение условий реализации педагогического процесса, оптимальных для речевого развития дошкольника, определяются направления речевого обучения, перечень речевых навыков, которыми должен овладеть учащийся в ходе обучения, формы языка, требующие освоения, разработку программ и технологий обучения.
Технологии речевого развития дошкольников
Развитие речи реализуется в дошкольном возрасте, посредством применения ряда технологий, которые основаны на методиках речевого развития и совокупности методов и средств активизации речи на конкретном возрастном этапе развития.
Для развития речи дошкольников используются следующие технологии:
- Технология развития навыков составления загадок. Она направлена на активизацию мыслительных процессов, оказывающих положительное воздействие на работу речевого аппарата. Составление загадок реализуется на основании творческого подхода педагога, поиска им способов развития у детей сообразительности, смекалки.
- Технология развития навыков по формированию сравнений. Технология актуальна для использования в работе с дошкольниками старше трех лет. Она основана на развитии у ребенка представлений об особенностях устройства окружающих объектов, развитии навыков выявления их признаков и отличий друг от друга. Обучение строится путем формирования модели сопоставления сравнений: даются два объекты, которые необходимо сравнить между собой, выявить их отличительные признаки и их значение в устройстве объекта, сравнить каждый признак одного объекта с признаком другого. Модели сравнения постепенно усложняются, что позволяет углубить речевые навыки ребенка.
- Технология развития выразительной речи. Здесь применяются разнообразные игры и задания творческой направленности. Игра и совместная творческая деятельность активизируют речь ребенка, заставляют его строить взаимоотношения для реализации игрового действия или совместной работы.
- Технология формирования рассказа. Она основана на использовании картинки, изображения, по которому будет составляться рассказ. Данная деятельность базируется на опоре на алгоритмы мышления, которые будут задействованы в ходе сочинения рассказа и окажут воздействие на речевые функции организма.
- Технология формирования навыков составления метафор. Она основана на переносе признаков одного объекта на другой. Дети учатся выделять ведущий признак объекта и переносить его на другой объект, с которым у данного имеется что-то общее. Дети составляют метафоры по определенному алгоритму. Мыслительные операции, в данном случае, работают так, что у ребенка развивается умение складывать в уме художественные образы и переносить их в реальность в словесной форме – посредством речи.