Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и практика детского и молодежного движения

Детские и молодежные движения и их социальная роль

Определение 1

Молодежное движение – это скоординированная деятельность организаций и объединений, ориентированная на саморазвитие и самореализацию молодого поколения, совершенствование самих себя, развитие своей культуры и поддержание статуса.

Формирование молодежных движений необходимо для социального и культурного развития личности и становления демократического общества.

Различные движения – детей и молодежи, выступают важным фактором, влияющим на развитие личности и формирование положительной социальной среды. Такие движения носят общественную направленность и общественный характер деятельности. дети получают возможность участвовать в социальной жизнедеятельности, приобщаясь тем самым к ее законам функционирования и системе социальных взаимоотношений.

Детские и молодежные движения способствуют:

  • Экологическому воспитанию личности, поскольку приобщают детей к заботе о природе;
  • Развитию навыков проявления заботы и сострадания к старым и больным людям, лицам с ограниченными возможностями, инвалидам;
  • Развитию у детей необходимости проявления заботы по отношению к своей семье, родному краю, государству;
  • Формированию толерантных свойств личности ребенка;
  • Формированию патриотических свойств личности;
  • Развитию стремления к участию в научно-исследовательской деятельности.

Такие движения организуются в разнообразных формах. Они могут отличаться по своему содержанию, длительности существования, характеру управления. Среди наиболее популярных и часто организуемых объединений можно отметить такие как:

  1. Трудовые объединения. Они создаются для организации совместной деятельности детей, ориентированной на развитие их трудовых навыков, формирование навыков получения заработка, проведение досуга;
  2. Объединения детей конкретной направленности деятельности. например, существуют познавательные объединения, движения патриотического характера, религиозные движения;
  3. Постоянные и временные детские объединения. Постоянные объединения организуются при учебных учреждениях или заведениях дополнительного образования. Они функционируют непрерывно. Временные объединения организуются для решения какой-то определенной задачи или проблемы. Они могут быть открыты при летних лагерях, в виде туристических и исследовательских коллективов. Они носят временный характер существования, поскольку ориентированы на быстрое разрешение поставленной задачи и сворачивание своей деятельности после ее свершения;
  4. Объединения социальной ориентации деятельности. Сюда относятся различные скаутские объединения;
  5. Молодежные объединения начальной профподготовки;
  6. Объединения по пропаганде здорового образа жизни.
«Теория и практика детского и молодежного движения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основная доля детских и молодежных движений организуется на базе школы или заведений дополнительного образования. Это обусловлено воспитательных характером деятельности таких учреждений. Они стремятся создавать детские движения положительной ориентации деятельности, чтобы исключить возможность развития неформальных группировок, общественных объединений асоциальной направленности деятельности.

Воспитательные возможности детских и молодежных движений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Воспитательные возможности детских и молодежных движений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Детские и молодежные движения имеют важное социальное значение для развития личности и общества. Их положительное воздействие можно отразить следующими параметрами:

  1. Отсутствие единых программ и единой направленности в деятельности молодежных объединений. Они строятся на основании учета специфики деятельности конкретного образовательного заведения, местных условий;
  2. Деятельность движений ориентирована на гармоничное развитие социальных и личностных интересов всех участников коллектива;
  3. Развитие процесса самостоятельного создания детьми детских объединений положительной направленности деятельности;
  4. Создание организаций в игровой форме с использованием игровых методов деятельности;
  5. Расширение влияния детских объединений положительной ориентации деятельности и сокращение развития объединений асоциальной направленности.

Направления практической деятельности педагога по организации молодежных движений

Работа педагога по созданию молодежных движений направлена на активную деятельность в подготовительной работе. Педагог помогает в проектировке построения объединения, мотивирует детей на участие в нем и создает условия их оптимального функционирования, направленные на личностное развитие его участников, их самоутверждение и самореализацию.

Педагог помогает создать условия в детском объединении, которые будут максимально комфортными, психологически и эмоционально благоприятными, способствуют удовлетворению потребностей детей и профилактике развития асоциального поведения.

Практическая работа педагога, ориентированная на результативность деятельности детских и молодежных объединений, производится по следующим направлениям:

  1. Организационная работа. Педагог проводит диагностику возможностей создания клубной деятельности в учебном заведении, определяет взрослых, квалифицированных специалистов, которые способны к организации движений различной направленности, организует целенаправленную работу детских клубов и создает условия для их функционирования в течение продолжительного времени. Также, педагог способствует организации социального взаимодействия детских объединений с объединениями других учреждений, социальными институтами.
  2. Психолого-педагогическая работа. Педагог проводит психологические беседы с детьми и их родителями, чтобы выявить их потребности, стремления, желания досугового времяпрепровождения. После диагностирования происходит создание условий для творческого развития детей, с учетом специфики развития и индивидуальных потребностей каждого участника движения. Направления и виды деятельности детских объединений формируются с учетом пола и возраста его участников, особенностей их психического этапа развития. Направленность деятельности движений должна быть личностно-ориентированной и социально значимой, стимулировать активность детей и формировать их субъектные позиции. В ходе деятельности движений происходит реализация личностного потенциала и ресурсов педагогов и детей.
  3. Педагогическая деятельность. Педагог должен строить деятельность детских объединений с адекватным их интересам и возможностям содержания. Кроме того, педагог реализует комплексную деятельность всех участников коллектива, грамотно строит систему управления движением, сочетая в оптимальных пропорциях систему детского самоуправления и педагогическое руководство. Формы работы детского коллектива могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными. Педагог создает условия мотивации для развития самодеятельности воспитанников и их саморазвития.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot