Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и методика развития речи

Определение 1

Развитие речи – это формирование языковых навыков ребенка, освоения им приемов речевого общения, что развивает механизмы языка и формирует языковые способности. Развитие речи происходит в определенный возрастной период, являющийся сензитивным для речевого становления.

Речевые механизмы складываются по-разному у разных людей, поскольку их формирование обусловлено психическими индивидуальными особенностями и спецификой физиологического развития отдельного индивида. Данный механизм формируется в ходе речевого общения.

Языковые способности человека отражают его речевые умения и навыки, которые сформировались на базе, имеющихся врожденных данных. Речевые навыки связаны с грамматически верным построением речи, правильной семантикой, произношением и интонацией речи. Если эти параметры освоены индивидом в совершенстве и, даже, доведены до автоматизма, то можно говорить о совершенных речевых действиях данного человека.

Языковые способности требуют дальнейшего развития, которое возможно в ходе построения коммуникативных связей ребенка, при развитости его восприятия окружающего мира и его членов, способности адекватного реагирования на других людей, умение общаться и взаимодействовать в социуме.

Факторы речевого развития

Процесс речевого развития происходит под воздействием ряда факторов, которые определяют эффективность освоения языковых навыков. К этим факторам относятся:

  • Фактор положительных эмоций. Чтобы ребенок проявлял активность в общении, ему необходимо испытывать положительные эмоции. Они активизируют его коммуникативные навыки, развивают инициативность в общении, помогают строить взаимоотношения с другими людьми разных возрастных групп.
  • Физиологический фактор. Он связан с развитием речевого аппарата, мыслительных процессов, памяти, координации, пространственной ориентации, аудирования. Физиология речи является достаточно гибким и адаптивным явлением. Она способна подстраиваться к тем условиям, в ходе которых происходит формирование речи ребенка. Однако, этот процесс не является непрерывным. Гибкость речи сохраняется в течение первых семи лет жизни ребенка.
  • Фактор контактирования. Он проявляется в потребности ребенка иметь эмоциональную связь и взаимодействие с другим человеком. Эмоции занимают приоритетные позиции в развитии детской личности. Они преобладают над иными сторонами развития. Процесс общения и взаимодействия играет важную роль в дальнейшем личностном развитии и социализации.
  • Фактор социализации личности. Процесс социализации сопровождается общением ребенка с членами социума. Ребенок нуждается в общении, стремится строить коммуникативные связи, обмениться информацией, применять речь для выражения собственного «Я». Для прохождения процесса социализации ребенку необходима речь и активное общение.
  • Фактор умственного развития. Ребенок приходит к потребности познания окружающего мира, его предметов и их свойств. Предметам даются названия с помощью речи – слов, а затем происходит перенос названий на идентичные объекты т.е. реализуется процесс обобщения.
  • Фактор активности речевого применения. Ребенок должен практиковаться в применении речи, в различных ее вида и формах.
  • Фактор изучения теоретических основ языка. Происходит исследование языковых процессов и явлений: формирование слов, построение предложений, состав слова, его фонетика и т.д. Так, дети учатся произвольному построению речевых конструкций, свободному произношению.
  • Фактор среды. Здесь имеется в виду та сфера, микросреда, в которой реализуется процесс формирования речи ребенка. Если ребенок проживает в культурной речевой среде, то и его речь будет сформирована культурно.
  • Фактор формирования словарного запаса ребенка. Чтобы речь ребенка развивалась, необходимо постоянно пополнять его словарный запас. Поэтому, пополнение словаря ребенка является основной задачей дошкольных организаций и родителей по развитию речи.
«Теория и методика развития речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методы развития речи

Все методы, применяемые в речевом развитии детей, подразделяются на две группы:

  1. Методы наполнения речи содержанием и его приумножения. К этой группе относятся методы, ориентированные на знакомство ребенка с окружающим миром. Они наблюдают за его объектами и процессами, запоминают названия предметов. Также, знакомство с окружающим миром реализуется через чтение литературы, просмотра фильмов, просмотра художественных произведений.
  2. Методы, ориентированные на наполнение словарного запаса, его фиксацию, наполнение смыслом и активное практическое применение. Чтобы активизировать словарную работу для детей разрабатываются различные дидактические игры и упражнения.

Развитие речи ребенка осуществляется поэтапно. Происходит постепенное усложнение содержания слов. Словарная работа усложняется по мере возрастного развития ребенка.

Выделяют три ведущих направления словарной работы с детьми:

  1. Накопление словарного запаса ребенка путем знакомства с окружающими объектами и процессами, запоминания их наименований. Круг объектов изучения постепенно увеличивается и усложняется их содержание.
  2. Знакомство со словами, характеризующие объекты окружающего мира: их качество, свойства, отношения.
  3. Знакомство со словами, являющимися простыми понятиями, путем сравнения объектов по ведущим признакам, их обобщение.

В процессе расширения словарного применяются методы беседы. Они помогают развить навыки задавания и поиска ответа на вопросы. Дети учатся делать выводы и правильно строить вопросы, если им что-то непонятно.

Также, глубокое восприятие окружающего мира достигается посредством заинтересованности детей в наблюдении за объектами и процессами окружающего мира. Для этого применяются методы наблюдения и экскурсии.

Чтобы ребенок запомнил слова, закрепил их в своем сознании, необходимо применять методику повторения. Для этого, педагоги повторяют слова многократно, расшифровывая их смысл, поясняя применение слова на практике, в речевых оборотах.

Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot