Понятие речи
Речь – это язык в действии, а язык – это система знаков, состоящая из слов с их значениями и синтаксиса – набора правил, в соответствии с которыми выстраиваются предложения.
Объективное свойство словесного знака, обуславливающее теоретическую деятельность человека – значение слова, представляющее собой отношение знака, то есть слова, к обозначаемому в реальности объекту вне зависимости от того, как он представлен в сознании индивида.
В последнее десятилетие возникала масса споров и дискуссий по проблеме того, является ли способность усваивать речь врожденной или нет.
Есть ряд доказательств того, что речь – это не врожденный навык. Например, отсутствие членораздельной речи у детей, которые выросли в изоляции от людей, говорящих на родном для детей языке, и никогда не слышали человеческой речи.
Но также есть и ряд достоверных фактов, свидетельствующих о наличии у многих высших животных развитой системы коммуникаций, напоминающей человеческую речь по многим своим функциям. Высшие животные могут понимать обращенную к ним речь людей, избирательно реагировать на ее эмоционально-экспрессивные аспекты.
Полностью приобретенное поведение, у которого отсутствуют задатки для развития, формируется и прогрессирует крайне медленно, но это нельзя отнести к развитию речи у ребенка.
Теоретические основы методики развития речи
ФГОС ДО определяет основную цель работы, направленной на развитие речи и обучение родному языку, – сформировать устную речь и культуру речевого общения с окружающими.
К признакам хорошей речи у дошкольников относят:
- правильность – соответствие фонетике, лексике и грамматике русского языка;
- чистота – отсутствие жаргонизмов, нецензурных выражений и пр.;
- точность – правильный выбор слов, соответствующих их значению;
- логичность – осмысленная связь внутри предложения, стройное построение каждого высказывания;
- уместность – коммуникативная целесообразность и не смешение стилей речи;
- богатство – большой запас активного словаря с использованием синонимических языковых средств;
- выразительность – эмоциональное отношение говорящего к собственным словам.
Сохин Ф.А. обосновал и сформулировал в своих исследованиях три аспекта задач по развитию речи:
- структурный – сформировать разные структурные уровни системы языка – фонетический, лексический, грамматический;
- функциональный или коммуникативный – сформировать навык владения языком в рамках его коммуникативной функции, развивать связную речь и две формы речевого общения – диалог и монолог;
- когнитивный или познавательный – сформировать способность элементарного осознания языковых и речевых явлений.
Теория и методика развития связной речи
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, то есть ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание.
Связная речь должна быть рассмотрена в единстве ее формы и содержания. К существенным качествам связной речи, соответствующим норме, относят:
- содержательность и точность, предполагающая хорошее знание предмета и соответствие слов предметам и явлениям действительности;
- логичность и последовательность предполагает наличие смысловых связей между отдельными элементами речи;
- уместность – соответствие высказывания целям и условиям речевой коммуникации;
- краткость;
- богатство – разнообразие используемых лексических и грамматических средств;
- чистота и ясность.
Современная методика рассматривает словарную работу в качестве целенаправленной педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное освоение словарного состава родного языка.
Развитие словаря – длительный процесс количественного накопления слов, а также освоение их социально-закрепленных значений и формирование навыка использования их в конкретных условиях общения.
Процесс воспитания звуковой культуры речи – один из важнейших процессов развития речи в детском саду, так как именно дошкольный период – наиболее сензитивный для ее становления.
Современная методика рассматривает сразу несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Формирование звуковой стороны речи осуществляется преимущественно в детском саду в двух формах: специальные игры и упражнения, а также общение в разных видах деятельности детей.
Главную роль в обучении отводят специальным упражнениям, которые сочетают показ, то есть образец произношения и активное упражнение детей.
Ведущая форма работы – коллективные игры и упражнения с детьми. В процессе формирования правильного звукопроизношения решающая роль отведена своевременно начатому обучению, базирующемуся на возрастных особенностях детей. Должна быть использована методика, которая обеспечивает развитие моторики речевого аппарата, дыхания и слуха, с учетом взаимосвязи этих процессов.
Также у детей необходимо формировать осознание особенностей собственного произношения. Это оказывает позитивное воздействие на процесс становления фонетической стороны речи, ведет к пониманию необходимости овладеть правильными речевыми навыками и вызывает желание учиться.
Не все дети могут овладеть двигательными навыками в одно время, в связи с чем необходима реализация индивидуального подхода. Не рекомендуется говорить детям, что они делают упражнение не правильно, что может вызвать отказ от выполнения движения. Необходимо продемонстрировать ребенку его достижения и подбодрить.
Дети, обладающие хорошо развитой речью, могут успешно овладевать грамотой и остальными учебными предметами.
Особое значение отведено формированию элементарного осознания чужой и собственной речи, когда в качестве предмета внимания и изучения детей рассматривают саму речь и отдельные ее элементы.