Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теория и методика развития детской речи

Понятие речи

Определение 1

Речь – это язык в действии, а язык – это система знаков, состоящая из слов с их значениями и синтаксиса – набора правил, в соответствии с которыми выстраиваются предложения.

Объективное свойство словесного знака, обуславливающее теоретическую деятельность человека – значение слова, представляющее собой отношение знака, то есть слова, к обозначаемому в реальности объекту вне зависимости от того, как он представлен в сознании индивида.

В последнее десятилетие возникала масса споров и дискуссий по проблеме того, является ли способность усваивать речь врожденной или нет.

Есть ряд доказательств того, что речь – это не врожденный навык. Например, отсутствие членораздельной речи у детей, которые выросли в изоляции от людей, говорящих на родном для детей языке, и никогда не слышали человеческой речи.

Но также есть и ряд достоверных фактов, свидетельствующих о наличии у многих высших животных развитой системы коммуникаций, напоминающей человеческую речь по многим своим функциям. Высшие животные могут понимать обращенную к ним речь людей, избирательно реагировать на ее эмоционально-экспрессивные аспекты.

Полностью приобретенное поведение, у которого отсутствуют задатки для развития, формируется и прогрессирует крайне медленно, но это нельзя отнести к развитию речи у ребенка.

Теоретические основы методики развития речи

ФГОС ДО определяет основную цель работы, направленной на развитие речи и обучение родному языку, – сформировать устную речь и культуру речевого общения с окружающими.

К признакам хорошей речи у дошкольников относят:

  • правильность – соответствие фонетике, лексике и грамматике русского языка;
  • чистота – отсутствие жаргонизмов, нецензурных выражений и пр.;
  • точность – правильный выбор слов, соответствующих их значению;
  • логичность – осмысленная связь внутри предложения, стройное построение каждого высказывания;
  • уместность – коммуникативная целесообразность и не смешение стилей речи;
  • богатство – большой запас активного словаря с использованием синонимических языковых средств;
  • выразительность – эмоциональное отношение говорящего к собственным словам.
«Теория и методика развития детской речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Сохин Ф.А. обосновал и сформулировал в своих исследованиях три аспекта задач по развитию речи:

  • структурный – сформировать разные структурные уровни системы языка – фонетический, лексический, грамматический;
  • функциональный или коммуникативный – сформировать навык владения языком в рамках его коммуникативной функции, развивать связную речь и две формы речевого общения – диалог и монолог;
  • когнитивный или познавательный – сформировать способность элементарного осознания языковых и речевых явлений.

Теория и методика развития связной речи

Определение 2

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, то есть ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание.

Связная речь должна быть рассмотрена в единстве ее формы и содержания. К существенным качествам связной речи, соответствующим норме, относят:

  • содержательность и точность, предполагающая хорошее знание предмета и соответствие слов предметам и явлениям действительности;
  • логичность и последовательность предполагает наличие смысловых связей между отдельными элементами речи;
  • уместность – соответствие высказывания целям и условиям речевой коммуникации;
  • краткость;
  • богатство – разнообразие используемых лексических и грамматических средств;
  • чистота и ясность.

Современная методика рассматривает словарную работу в качестве целенаправленной педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное освоение словарного состава родного языка.

Развитие словаря – длительный процесс количественного накопления слов, а также освоение их социально-закрепленных значений и формирование навыка использования их в конкретных условиях общения.

Процесс воспитания звуковой культуры речи – один из важнейших процессов развития речи в детском саду, так как именно дошкольный период – наиболее сензитивный для ее становления.

Современная методика рассматривает сразу несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется преимущественно в детском саду в двух формах: специальные игры и упражнения, а также общение в разных видах деятельности детей.

Главную роль в обучении отводят специальным упражнениям, которые сочетают показ, то есть образец произношения и активное упражнение детей.

Ведущая форма работы – коллективные игры и упражнения с детьми. В процессе формирования правильного звукопроизношения решающая роль отведена своевременно начатому обучению, базирующемуся на возрастных особенностях детей. Должна быть использована методика, которая обеспечивает развитие моторики речевого аппарата, дыхания и слуха, с учетом взаимосвязи этих процессов.

Также у детей необходимо формировать осознание особенностей собственного произношения. Это оказывает позитивное воздействие на процесс становления фонетической стороны речи, ведет к пониманию необходимости овладеть правильными речевыми навыками и вызывает желание учиться.

Не все дети могут овладеть двигательными навыками в одно время, в связи с чем необходима реализация индивидуального подхода. Не рекомендуется говорить детям, что они делают упражнение не правильно, что может вызвать отказ от выполнения движения. Необходимо продемонстрировать ребенку его достижения и подбодрить.

Дети, обладающие хорошо развитой речью, могут успешно овладевать грамотой и остальными учебными предметами.

Особое значение отведено формированию элементарного осознания чужой и собственной речи, когда в качестве предмета внимания и изучения детей рассматривают саму речь и отдельные ее элементы.

Дата последнего обновления статьи: 14.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot