Теоретические основы художественного развития детей
В конце ХIХ- начале ХХ веков происходит формирование целой научной отрасли, занимающейся изучением детского рисунка. В этот период многие авторы занимаются изучением художественного творчества детей и формируют свои теории и концепции.
Одним из первых исследователей детского художественного творчества стал итальянский искусствовед К. Риччи. Его исследования затрагивали особенности и содержание детского рисунка. Основные положения его теории:
- Стремление ребенка рисовать объекты непростых геометрических форм т.е. дети хотя сразу создавать шедевры и не стремятся начинать с рисования чего-то простого.
- Детей привлекает человек и формируется стремление максимально точно отобразить его устройство в рисунке.
- Рисунки детей отличаются от рисунков взрослых своеобразной формой и техническим несовершенством исполнения.
- Отсутствие целевого назначения художественного творчества в детском возрасте. ребенок рисует просто так, не стремясь к достижению чего-то.
- Опора в изображении на представления. Когда ребенок рисует, он изображает объекты такими, какими он себе их представляет.
- Выделение стадий развития детского художественного творчества: доизобразительная т.е. когда ребенок рисует каракули и изобразительный – полноценное отображение свойств каких-то объектов в рисунке.
Заложенные К. Риччи основы исследования детского творчества нашли продолжение в деятельности других исследователей.
Так, В. Штерн рассматривает рисунок ребенка соотнося его с этапами речевого становления. Так, если ребенок начинает лепетать, то он пытается рисовать каракули, а при произнесении первых слов и фраз он уже способен рисовать изображения каких-то объектов.
Важную роль в исследовании детского художественного творчества сыграли работы М. Ферворна. Он рассматривает процесс искусства с двух сторон:
- Физиоплатическое т.е. отражающее реальные физические свойства объектов.
- Идеопластическое т.е. служащее отражением чувственного стороны. Посредством искусства происходит выражение чувств, эмоций, идей и представлений человека.
Рисунки детей Ферворн считает идеопластическими. Он вводит теорию о том, что посредством рисунка, ребенок развивается, познает мир, выдвигает свои идеи существования тех или иных его объектов и законы их функционирования.
Во второй половине XX столетия начинают развиваться теории о структуре детского изображения. Так, в трудах Г. Гартлауба художественное творчество ребенка рассматривается, как неосознанный процесс, заложенный природой и, являющийся врожденным свойством личности.
Посредством художественного творчество ребенок самовыражается и развивается. В рисунке ребенок воплощает свои фантазии, которые формируются на основе впечатлений, полученных в реальной жизни. В этой связи, детское художественное творчество требует развития и совершенствования. Это обеспечит полноценное развитие личности ребенка, активизации его психических процессов и раскрытию творческого потенциала.
Применение педагогических технологий в художественном развитии детей
Изобразительное творчество способствует духовному, нравственному, эстетическому развитию ребенка.
К изобразительной деятельности необходимо приобщать детей с раннего детства. Это развивает у них стремление к творческой деятельности, формирует вкус, приобщает к искусству и формирует к нему интерес, который сохраняется на последующую жизнедеятельность.
Поскольку творческий процесс сам по себе является продуктивным, то он требует применения продуктивных форм и технологий его организации.
В настоящее время используются современные технологии в педагогическом процессе, позволяющие раскрыть творческий потенциал ребенка и сформировать навыки изобразительной деятельности. в ходе ознакомления с материалами, которыми они будут рисовать и техникой рисования, дети познают основы изобразительной деятельности, формируют и закрепляют знания о формах, линиях, цветовой гамме, художественной композиции.
Технология развития изобразительной деятельности детей предполагает использование нестандартных методов и приемов обучения изобразительному творчеству. Кроме того, требуется создание соответствующих условий, способствующих активизации воображения и фантазии детей.
В дошкольном и младшем школьном возрасте активно применяются различные игровые формы и приемы обучения изобразительному творчеству.
Важное место в технологии развития изобразительной деятельности ребенка отводится применению техник рисования. Могут быть использованы следующие:
- Пальчиковое рисование. Ребенок рисует пальцами, окуная их в краску и, делая на бумаге их отпечатки, формируя точки, пятна, линии. Эта техника не только увлекательна для ребенка и формирует стремление к рисованию, она способствует развитию моторных функций организма, необходимых для правильной и четкой речи, а также активизации воображения через ощущения.
- Рисование всей ладонью. В этом случае происходит полное погружение ладоней в краску и рисование не отдельными пальцами и всей поверхностью кисти. Эту техника имеет и иное воплощение: окрашивание кисточкой ладоней, а затем рисование ими. Это вариант более интересен для ребенка. Однако, подходит не каждому, поскольку он более длительный и требует концентрации внимания, терпения.
- Скатка бумаги. Ребенок создает рисунок из бумаги разных цветов. Необходимо скатать кусочки бумаги, смять их, сделать из них комочек, нанести клей и приклеить к листу картона или иной основе. Это, также, развивает моторику рук.
- Рисование воском. В данном случае применяются восковые мелки и краски. Ребенок закрашивает белый лист бумаги, ждет высыхания и начинает рисовать мелками.
- Рисование свечой. Техника идентична предыдущей, только рисование осуществляется свечкой.
- Рисование поролоном. Рисование осуществляется посредством погружения кусочка поролона в краску и создания оттисков на бумаге.
- Оттиск листьев. В данном случае в качестве штампов используются красивые по форме листья разных растений.