Дошкольное обучение – важный этап развития детской личности. Поэтому, учебно-воспитательная работа заведений обучения и воспитания ориентирована на создание атмосферы, позволяющей ребенку всесторонне развиваться и приобретать знания и навыки, накопленные обществом на протяжении всего периода исторического развития.
Организация дошкольного обучения и воспитания происходит на основе ФЗ «Об образовании» и Федеральных стандартов – ФГОС. Они устанавливают порядок организации учебно-воспитательного процесса, его содержание в разных возрастных группах, определяют приемы и методы педагогического воспитательного воздействия, гигиенические нормы организации учебно-воспитательной деятельности и ее дидактические условия.
В структуру Федеральных стандартов дошкольного обучения входят три основных элемента:
- Требования, предъявляемые к построению учебной программы для дошкольного заведения. Они включают в себя обязательный минимум условий, который должен быть соблюден реализаторами программ т.е. педагогами.
- Материально-техническая база реализации учебно-воспитательной программы дошкольного заведения. Сюда входит совокупность финансовых, технических средств, кадровый состав дошкольного учреждения.
- Итоги реализации дошкольной программы обучения. Сюда входит тот минимум знаний и навыков, уровень социального и психического развития, которого должен достичь каждый дошкольник на определенном этапе обучения.
Требования к содержанию и структуре программ дошкольного образования
Все программы дошкольного обучения базируются на принципе личностно-направленного взаимодействия педагогов, детей и родителей, а также иных взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе.
Целевым назначением программ дошкольного обучения для любой возрастной группы должно быть:
- Формирование познавательной заинтересованности путем развития любознательности и потребности в знании;
- Развитие способностей детей;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Формирование творческой активности и раскрытие творческого потенциала детской личности.
Разработка программ дошкольного обучения должна опираться на охрану здоровья, поддержание и пропаганду концепции здорового образа жизни, психическое и интеллектуальное развитие каждого ребенка, его нравственное воспитание и духовное обогащение. Особенно важным является ориентация программ дошкольного обучения на взаимодействие с семьями. Ведь, только единое направление воспитательных мероприятий семье и ДОУ, позволяет добиться наиболее лучших итогов реализации учебно-воспитательной программы.
Основой программы ДОУ должны быть виды деятельности, которые отвечают возрасту и специфике развития воспитанников. Недопустимо применять одинаковые программы для детей разных возрастов.
Программы дошкольного образования предполагают организацию работы, ориентированную на три основных направления:
- Организация занятий детей – ведущая деятельность в ДОУ.
- Виды деятельности, не предусмотренные регламентом учреждения.
- Досуговое времяпровождение детей.
В современном обществе, программы обучения в ДОУ имеют несколько разновидностей:
- Базовые;
- Вариативные и альтернативные;
- Федеральные, региональные и местные;
- Основные и дополнительные;
- Примерные;
- Комплексные и парциальные.
Все программы различаются по авторам и их взглядам на воспитание ребенка, закономерностям возрастного развития детей, обеспечению условий, необходимым для личностного развития.
Программы должны быть расписаны таким образом, чтобы каждое учебное занятие с детьми дошкольного возраста было построено согласно его целевому и тематическому назначению. Учебные программы обязательно должны быть логичными и целесообразными. Их содержание должно быть доступным для детского восприятия, отвечать требованиям индивидуального подхода в обучении и тесно связываться с имеющимся опытом возрастной группы детей.
Все остальные виды деятельности и детей выстраиваются вокруг ведущей т.е. вокруг занятий по обучению детей. Программы детского обучения по ФГОС ориентированы на формирование детских компетенций т.е. развитию интегративных свойств ребенка, утвержденных программой обучения. На этой основе происходит подбор занятий педагогом, выбирается их содержание, объем, время реализации.
Каждое учебное занятие должно проходит в определенных временных рамках, с учетом работоспособности и утомляемости дошкольника конкретного возраста. Поэтому, особенно важно, сменять занятия детей, не задерживаясь на одном длительное время. Дошкольники не способны сосредотачиваться и концентрировать внимание на выполнении одного действия длительное время. Задания должны меняться со статических действий на динамичные, с умственной работы на физическую, должны быть перерывы, физкультурные минутки, досуговые мероприятия.
Программы рассчитываются на проведение занятий в игровой форме и развитие эмоциональной стороны деятельности детей.
Гигиенические требования к организации занятий в ДОУ
При организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении огромное значение отводится соблюдению санитарных норм и правил гигиены. Количество занятий в неделю и их длительность определяются, исходя их гигиенических норм максимальной нагрузки детей дошкольного возраста.
Ведущей деятельности в детском саду отводится определенный временной лимит, утвержденный требованиями СанПин:
- 10 минут образовательной деятельности отводится в младшей группе – дети от двух-трех до 3,5 –четырех лет;
- 15 минут обучению отводится во второй младшей группе – дети от 2,5-3,5 до четырех лет;
- 20 минут непосредственным образовательным занятиям отводится в средней группе т.е. для детей от четырех до пяти лет;
- 25 минут обучения предназначается для старшей группы – дети, в возрасте от пяти до шести лет;
- 30 минут учебных занятий можно проводить в подготовительной группе – дети последнего года обучения в ДОУ, которые готовятся к следующему этапу обучения – школьному т.е. с шести до семи лет.
В подготовительной группе проводится два-три обучающих занятия в неделю. В остальных группах, как правило, по одному занятию.