Содержание начального общего образования
Начальное образование – это первый этап обучения ребенка в общеобразовательном учебном заведении по соответствующим программам, ориентированным на развитие элементарных социальных навыков, коммуникативных способностей, формирование основ культуры поведения и усвоение простейших общеобразовательных знаний, необходимых для последующего развития познавательных способностей и развития навыков организации учебной деятельности.
Содержание образования – это система научных знаний и практических навыков, которыми должен овладеть учащийся на определенном этапе обучения.
образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Содержание начального общего образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Начальное образование охватывает возрастной этап развития ребенка от семи до десяти – одиннадцати лет. Его предоставляют государственные школы или частные школы, работающие по программам начального образования с соблюдением требований ФГОС к нему. Обучение по программам начального образования длится три-четыре года. За это время, ребенок усваивает азы арифметики, учится читать и писать, овладевает орфографическим и грамматическим строем родного языка, знакомится с закономерностями устройства окружающего мира, развивается в творческой и спортивной деятельности.
Начальное образование предполагает освоение детьми трех основных областей знаний:
- Родной язык.
- Математика.
- Человек и окружающий его мир: природная и социальная сфера.
По своей структуре, содержание начального образования состоит из совокупности следующих компонентов:
- Знания – это основной компонент содержания образования. Они представляют собой совокупность представлений, фактов, суждений и понятий учащегося, носящих научный характер и, передающих целенаправленно в ходе обучения и самообучения;
- Умения – это компонент содержания образования, который отражает практическое применение научных знаний. Умения – это действия в определенных направлениях и сферах деятельности, реализуемые посредством применения, полученных теоретических знаний. Умения постепенно закрепляются и приобретают форму навыков;
- Навыки – это компонент содержания образования, который отражает наличие у учащегося умения в той или иной сфере деятельности, доведенное до автоматизма. Если ребенок выполняет какое-то действие быстро, не задумывается над тем, как ему необходимо его выполнить, совершает его точно, то это отражает наличие у него навыка выполнения действия. Некоторые навыки носят обязательный характер т.е. они требуются для повседневной жизнедеятельности учащегося, необходимы для его развития. Поэтому, педагоги следят за формированием этих навыков. А другие навыки отражают индивидуальные свойства и специфику развития конкретного учащегося и не требуются для усвоения всеми. К примеру, выразительное чтение или решение нестандартных задач.
Содержание начального образования проходит специальный отбор, производящийся по следующим показателям:
- Содержание начального образования должно включать учебный материал и деятельность, ориентированную на решение задач личностного развития учащегося;
- Содержание программ обучения начальной школы должно обладать высоконаучной и практической направленностью;
- Степень сложности содержания образования должен находится в соответствии с возрастными особенностями развития младших школьников;
- Содержание образования должно соответствовать технической, методической и материальной базе начальной школы;
- Обязательный учет международного опыта педагогической деятельности при формировании содержания программ начального обучения.
Тенденции развития современного урока в начальной школе
Текущий этап общественного развития предъявляет новые требования к организации обучения на всех его уровнях. Начальная школа не является исключением. Организация обучения в начальной школе может быть представлена следующими тенденциями:
- Использование при построении обучения идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения. Это означает, что личность учащегося ставится на приоритетное место в образовательном процессе. Весь курс начального обучения строится ориентируясь на всестороннее и гармоничное развитие личности учащегося, его социальное развитие и раскрытие творческого потенциала.
- Технологичность обучения. Процесс обучения строится на основе применения разнообразных технологий и технических средств.
- Использование инновационных ресурсов и информационных технологий при построении уроков начальной школы. Информационные технологии активно внедряются в образовательную сферу и оказывают положительный эффект в достижении образовательных целей и задач.
- Разнообразие типологии уроков. Уроки больше не строятся по единому шаблону, предусмотренному традиционным устройством образовательной системы. В начальной школе активно применяются разные типы уроков: общеметодологической ориентации, развивающей направленности, рефлексии, усвоения новых знаний и навыков.
- Свобода при выборе структуры урока. Педагог волен сам строить свой урок, опираясь на потребности и интересы учащихся, их способности и возможности. Существует ряд требований ФГОС к организации уроков в начальной школе, которые необходимо соблюдать, но, при этом, за педагогом остается право в выборе его структуры построения.
- Развитие у учащихся потребности в познания, мотивация к обучению. Обучение в начальной школе должно организовываться таким образом, чтобы активизировать учащихся к познанию, развить их познавательную заинтересованность. Для этого необходимо сделать обучение увлекательным и интересным. Это достигается путем применения в образовании системно-деятельностного подхода, проектных технологий обучения, методов моделирования. В начальной школе, особенно актуально, применение игровых методов обучения, поскольку игра остается ведущим видом деятельности младшего школьника. Именно игра способна побудить учащегося к выполнению учебных действий.