Развитие речи – это совокупность действий, направленных на активизацию работы речевого аппарата и доведение функциональной стороны речи до нормативных параметров, соответствующих конкретному возрастному этапу развития.
Развитие речи реализуется в дошкольном возрасте. Этот процесс является многоаспектным и многофакторным. В ходе развития речи происходит комплексное обучение и развитие ребенка, реализуются задачи нравственного, эстетического, познавательного развития.
Это обуславливает наличие особенностей в методике формирования речевых навыков дошкольников. Прежде всего, они связаны с соотнесением речевого развития с интеллектуальным, их тесной связью и зависимостью.
Содержание работы по развитию речи дошкольников
Исследование вопросов речевого развития детей дошкольного возраста является актуальной темой в педагогике и психологии и в настоящее время. При том, что уже достаточно полно проработана методика речевого развития на всех этапах дошкольного обучения, регулярно возникают новые проблемы и вопросы в этом процессе, требующие исследования и разрешения.
В содержание работы по речевому развитию дошкольников входят следующие направления деятельности:
- Формирование у детей дошкольного возраста разных структур языковой системы.
- Знакомство со словами и предложениями: их смысловым составом и звуковой стороной.
- Развитие речевой активности дошкольников.
- Формирование интереса к родному языку.
Исходя из данных направлений речевого развития, организуются специальные занятия, ориентированные на речевое развитие, освоение разных сторон речи, которые подготавливаются в опоре на следующие методические параметры:
- Выбор речевого содержания каждого занятий, ориентированного на решение конкретных задач речевого развития и, доступного для дошкольников конкретной возрастной группы;
- Определение приоритетных направлений речевого освоения на конкретном этапе обучения;
- Формирование структуры разделов речевой работы, их связей и зависимостей, а также внесение поправок на каждом возрастном этапе речевого развития;
- Обеспечением преемственности речевого развития в дошкольном и младшем школьном возрасте;
- Определение индивидуальных параметров постижения языка, состава речи в разных условиях образовательного процесса;
- Обеспечение связи речевого и творческого развития дошкольников. Эти процессы взаимодополняют друг друга.
Развитие речи, как составной компонент образовательной программы ДОУ, рассматривается как лингвистическая деятельность, т.е. овладение фонетическими, фонематическими, грамматическими навыками и лексикой, а также как деятельность в сфере коммуникативного развития ребенка по формированию у него навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Это позволяет сформировать культуры речи дошкольника и заложить основы формирования культуры развития.
Основа методики развития речи дошкольников
Методика развития речи опирается на языковые способности ребенка, на формирование его психических процессов и уровень их развития в конкретный возрастной период. От развития языковой способности зависит направленность обучения, характер речевой деятельности и выбор способов воздействия на речь. Языковые способности отражают совокупность речевых навыков ребенка дошкольного возраста, которые являются следствием его природных задатков, генетического кода. Методика развития речи на дошкольном этапе опирается только на навыки устной речи ребенка.
Отметим, что составляет основу, фундамент разработки методики развития речи детей дошкольного возраста:
- Психологическая теория речи. Она определяет основные признаки речевого развития, динамику речевых процессов в каждом конкретном возрасте и связь речевых процессов с другими психическими процессами и сторонами развития организма.
- Детская психология. Она дает информацию о закономерностях и принципах речевого развития детей дошкольного возраста, особенностей речевых процессов в каждом возрастном периоде дошкольного детства и отражает возможности овладения дошкольниками разными сторонами и формами речи.
- Зона ближайшего развития ребенка. Обучение, формирование речевых навыков должно опережать реальное развитие ребенка, опираясь на его потенциальные возможности. Дети обучаются тем аспектам речи, которыми они не владеют. Это позволяет плодотворно развиваться и совершенствовать речевые навыки ребенка.
- Учение о языке, как системе знаков. Речь формируется на основании языковых особенностей. Их невозможно не брать в расчет при обучении речи. Учитываются особенности языка и его сущностные характеристики.
- Соотношение языка и речи. Его необходимо учитывать при разработке практических методов речевого развития.
- Данные анатомической науки. Они необходимы для рассмотрения основ устройства органов речи, которые лежат в основе выбора методов развития звуковой стороны речи, формирования ее звуковой культуры и разработки органов артикуляции.
- Методика начального обучения родному языку. Эти две методики тесно связаны между собой и взаимозависимы. Они ориентированы на передачу знаний подрастающему поколению о родном языке и формированию навыков его практического использования в речи. Данная методика активно применяется в методики речевого развития старших дошкольников, когда происходит освоение грамматических основ языка и осуществляется подготовка к школе.
Таким образом, методика развития речи тесно связана с рядом наук и использует их закономерности при выборе методов и приемов речевого развития подрастающего поколения.
В частности, методика развития речи опирается на дидактические принципы обучения, которые предполагают наглядность, систематичность, комплексность работы, ориентированной на решение конкретных задач речевого развития. Данные психологии дают понимание специфики развития речевых процессов организма, их связи с интеллектуальными процессами, развитии разных сторон речи в том или ином возрасте и актуальности применения конкретных методов речевого развития.