Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у дошкольников

Определение 1

Дисграфия – это речевая патология, проявляющаяся в нарушении письменной речи, ошибках написания, носящих устойчивый характер, связанных с нарушениями функционирования психических процессов организма.

Дисграфия, может быть развита и как самостоятельная речевая дисфункция и как следствие наличия иных речевых отклонений в развитии. Например, общее недоразвитие речи, зачастую сопровождается разными формами дисграфии. Ее наличие отрицательно сказывается на обучении детей, поскольку вызывает проблемы с формированием навыков письма.

Дисграфия требует проведения своевременной профилактической работы. Она должна быть реализована на этапе дошкольного обучения. Это позволит предотвратить проблемы в обучении детей в начальной школе, усвоения ими дисциплины «Русский язык», а также обеспечит полноценное речевое развитие ребенка.

Обеспечение преемственности деятельности ДОУ и начальной школы в профилактике дисграфии детей

В основе профилактической работы по предотвращению развития дисграфии у детей дошкольного возраста и ее активной фазе развития в период поступления ребенка в школу, лежит принцип преемственности обучения. Он отражает последовательность обучения и развития, связь каждого этапа и уровня обучения.

Обучение в начальной школе опирается на знания и навыки детей, полученные ими на этапе дошкольного обучения. При этом, ДОУ в своей деятельности руководствуется требованиями начальной школы к уровню знаний и навыков ребенка, необходимых для его полноценного усвоения образовательной программы. Профилактика дисграфии является важным требованием начальной школы к уровню речевого развития учащихся. Это требование обусловлено проблемами в обучении, возникающими при данном нарушении и увеличением количества детей, ежегодно поступающих в школы, с наличием данной речевой патологии.

Обеспечение преемственности профилактической работы ДОУ и школы предполагает реализацию речевого развития старших дошкольников и учащихся младших классов по следующим направлениям:

«Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Формирование моторных и графомоторных функций воспитанников;
  • Формирование навыков визуального восприятия;
  • Постановка речевого дыхания;
  • Развитие правильного слухового восприятия;
  • Постановка речевого произношения: темп, интонация, ритм, сила голоса;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  • Расширение лексического словаря ребенка;
  • Развитие связной речи.

Профилактическая работа реализуется, как правило, в старших возрастных группах. Детей учат определять звуки на слух, воспроизводить их в речи с соблюдением их правильного расположения в словах, делить слова на слоги, выделять звуки в разных позициях слова, уметь отличать звуки по их характерным признакам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, строить графические образы слов и предложений, анализировать их. Все это реализуется за счет использования различных приемов и упражнений. Как правило, они реализуются в игровой форме и опираются на комплексный подход в профилактике речевых нарушений. Иными словами, профилактика речевых нарушений предполагает общее развитие ребенка, устранение дисбаланса в функционировании его психических процессов.

Направления профилактической работы ДОУ по предотвращению развития дисграфии

Профилактическая работа ДОУ, ориентированная на ликвидацию нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста и повышение общего уровня их речевого развития, осуществляется по следующим направлениям:

  1. Проведение логопедического обследования дошкольников. Оно ориентировано на определение проблем речевого развития детей, уровня сформированности их речевых процессов.
  2. Проведение консультационной работы с родителями воспитанников. Она затрагивает вопросы и проблемы речевого развития, методы коррекции речевых нарушений разного типа.
  3. Проведение родительских собраний. Они затрагивают вопросы речевого развития ребенка, с которым он должен прийти в учебное заведение.
  4. Оказание логопедической терапии воспитанникам, которым требуется логопедическая коррекция.
  5. Оказание логопедической помощи школьным логопедам при необходимости продолжения коррекционной работы с выпускниками ДОУ по различным направлениям речевого развития.

Методика предупреждения ошибок письма на уровне буквы

Предупреждение ошибок письменной речи опирается, прежде всего, на формирование навыков правильного написания отдельных букв. Они осваиваются и отрабатываются в старшем дошкольном возрасте.

Развитие навыков правильного написания отдельных букв осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Знакомство с буквами и их строением.
  2. Обведение букв по трафарету. Оно ориентировано на развитие навыков написания различных букв, их тренировку.
  3. Организация выкладывания букв из палочек. Требуется правильно расположить все элементы буквы. Воспитатель обращает внимание на сторону, в которую направлена буква, правильность количества ее элементов.
  4. Определение букв, которые написаны на карточках. Они могут быть написаны как правильно, так и неверно: зеркально, с пропуском отдельных частей. Дошкольникам необходимо угадать и озвучить буквы. Работа с ними может быть продолжена через использование упражнений на составление слов с этими буквами.
  5. Распознавание букв на ощупь. На данном этапе детям предлагаются буквы, выполненные из различных материалов: картон, пластик, дерево. Путем ощупывания они определяют, что это за буква, называют ее, придумывают с ней слова и предложения. Также, может быть реализована работа по задаванию педагогом вопросов по поводу этой буквы, ее признаков, использовании в словах и т.д.
  6. Поиск элементов букв. Предполагается написание пропущенных элементов в букве т.е. добавление этих элементов. Затем осуществляется правильное написание буквы повторно для закрепления письма.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot