Закономерности речевого развития дошкольников
Методика развития речи ребенка – это научная отрасль, занимающаяся исследованием речевого развития детей, закономерностей становления речи, динамики ее развития и основ формирования навыков общения и социального взаимодействия.
Навыки речевого общения необходимы каждому ребенку. За счет них он учится строить коммуникативные связи и отношения в социальной среде, приспосабливается к ее устройству.
Процесс развития речи является достаточно сложным, трудоемким и многофакторным.
Методика развития речи требует понимания педагогом сущности языка, которому обучается ребенок, знания его особенностей, речевого механизма, а также закономерностей развития конкретной стороны речи и ее аспектов. Все эти закономерности и исследуются методикой развития речи ребенка.
Обучение ребенка языку, формирование у него навыков общения требует выбора оптимальных методов и приемов, которые составляют методическую базу речевого развития. Для эффективности обучения ребенка и успешного формирования у него речевых навыков и закрепления основ общения требуется исследование закономерностей речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Основные закономерности речевого развития дошкольников выглядят следующим образом:
- Развитие речи происходит на основе подражания ребенком взрослому: он слышит его речь, воспринимает ее и стремится повторить.
- Развитие речи невозможно без проявления дошкольником речевой активности и инициативности.
- Язык и речь составляют основу формирования и функционирования психических процессов организма. Они стоят в центре развития мышления, памяти, воображения.
- Чтобы ребенок освоил родной язык, родную речь осуществляется развитие языковых обобщений. Речь будет развита в том случае, если ребенок осознает все явления языка и способен применит их в речи.
- Ребенок должен ориентироваться в явлениях языка, чтобы саморазвивать и самосовершенствовать свою речь.
- Речевое развитие является процессом качественного преобразования мыслительной деятельности и процесса сознания. В ходе речевого развития происходит расширение словарного запаса, формирование ассоциаций слов. Но эти процессы не отображают реального речевого развития.
- В ходе речевого развития необходимо уделять особое внимание развитию содержательной и понятийной стороны языка и всех его сторон.
Принципы работы по речевому развитию дошкольников
Методика развития речи ребенка тесно связана с методикой начального обучения языку. Она отражает основные закономерности преподавания языка, освоение грамоты и преемственность в речевом развитии ребенка на каждом этапе речевого развития и обучения родному языку.
Развитие речи ребенка дошкольного возраста и формирование основ языкового общения реализуется на основании следующих принципов:
Принцип дифференцированного освоения языка. Необходимо сформировать у дошкольника навыки владения разными структурными компонентами языка т.е. фонетические навыки, владение словарным запасом, освоение грамматического строя языка.
Принцип осознанности. Ребенок должен понимать, каким образом устроен язык и речь, для чего они нужны, возможности их практического применения. При обучении языку, необходимо ознакомить ребенка со смысловой структурой слова, предложения, текста, обучить построению связных высказываний и развить понимание звуковой стороны слова.
Принцип грамотности. Овладение родным языком требует освоение основ морфологии, синтаксиса, словообразования для формулирования грамматически верных высказываний.
Принцип развития речевой активности ребенка. Развитие речи должно быть мотивировано. Для этого, необходимо начинать речевое развитие и обучение родному языку с развития интереса и внимания к языку, проявления инициативы в использовании языка на практике.
Основные направления речевого развития ребенка
Методика развития речи нацелена на формирование у ребенка навыков общения и их применения в речи для построения системы социальной коммуникации.
Рисунок 1. Методика развития речи ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данная цель методики развития речи требует решения ряда задач:
- Формирование активного словаря ребенка.
- Развитие звуковой культуры речи.
- Усвоение основ грамматики языка.
- Формирование основ связной речи.
- Развитие диалогической и монологической речи ребенка.
Решение данных задач осуществляется на специальных занятиях, в ходе которых производится последовательное освоение речи, формируются языковые знания и практические навыки использования языка. Речевое развитие реализуется по следующим направлениям:
- Выбор речевого содержания образовательной программы, которое отвечает возрастным и иным особенностям развития дошкольника, его методическое обоснование и подтверждение.
- Определение ведущих аспектов освоения речи. В каждой стороне речи происходит выделение приоритетных компонентов, которые должны быть полноценны освоены и развиты. Например, при изучении грамматического строя языка, ребенок должен освоить языковые обобщения.
- Определение индивидуальных способностей и возможностей, потенциала овладения языком отдельным дошкольников и в конкретных обстоятельствах.
- Интеграция художественного обучения с речевым развитием. Творческие направления работы оказывают активное воздействие на становление речи ребенка.
- Определение и утверждение программы по развитию речи и всех аспектов речевой работы на каждом возрастном этапе речевого развития ребенка.
- Преемственность методов и технологий речевого развития и языкового обучения на дошкольном этапе развития ребенка и в начальной школе.
- Рассмотрение речевого развития, как процесс развития коммуникативных навыков ребенка. Речь должна способствовать установлению ребенком взаимоотношений с разными возрастными категориями граждан.
- Формирование основ речевого этикета дошкольника, использование норм и правил языка в конкретных ситуациях общения.