Сущность продуктивной деятельности дошкольника
Продуктивная деятельность дошкольника – это тип деятельности ребенка, цель которой заключается в получении некоторого набора качеств, необходимого для последующего обучения в школе.
Под продуктивностью понимают созидательную работу, нацеленную на преобразование исходного материала или сочетания материалов в конечный продукт, который будет соответствовать начальному замыслу.
Продуктивная деятельность состоит из нескольких видов активности – рисования, конструирования, лепки, аппликации, то есть занятий, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней значительное место. Все они носят моделирующий характер, то есть отражают мир особенным образом.
Все названные виды активности – созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата. То есть, продуктивной деятельностью превращается тот или иной исходный материал в конкретный продукт, в зависимости от поставленной цели.
Одним из значимых оснований для систематизации и подбора конкретного содержания продуктивной деятельности педагога с детьми могут выступать четыре типа работ:
- работа в соответствии с образцами;
- работа с незавершенными продуктами;
- работа по графическим схемам;
- работа по словесному описанию цели и условий.
Во всех названных типах работ реализуется весь спектр общеразвивающих функций продуктивной деятельности. В первую очередь, это эмоционально-личностное становление ребенка – развитие инициативы, проявляющееся возможностью утвердить себя в качестве деятеля и созидателя, который управляет инструментами и материалами, реализующего собственные замыслы.
Старшим дошкольникам целесообразно заниматься всеми типами работы, от более простых до более сложных:
- от работы по образцу до работы в соответствии с графическими схемами;
- от работы с незавершенными продуктами до работы, направленной на словесное описание.
Каждый тип работы может реализовываться с использованием разнообразных материалов. Традиционными материалами являются:
- бумага – белая и цветная, картон и т.д.;
- конструктивные объемные модули – картонные и спичечные коробки, куски пенопласта, природный материал, выполняющий роль объемного модуля – желуди, ракушки, шишки и пр.;
- кусочки ткани;
- бросовый материал;
- графические и живописные материалы – простые карандаши, восковые мелки, гуашевые краски;
- пластические материалы – пластилин, глина, соленое тесто, проволока.
Все названные материалы могут использоваться как в чистом виде, так и в разнообразных сочетаниях.
Основание подбора конкретных направлений совместной деятельности педагога с воспитанниками – смысловые поля. Каждый тип развивающей работы должен включаться в смысловые поля, которыми обусловлена привлекательность работы для дошкольников.
Типы смысловых полей
Такими смысловыми полями могут выступать:
- изготовление предметов для игр и познавательной деятельности – базируется на конструктивных материалах, но может состоять и из сочетания разных материалов, развивая соответствующий специфические навыки и умения. Подбор конкретной тематики определяется актуальными игровыми интересам детей в группе, которые определяются задачами позавательно-исследовательской деятельности.
- Создание произведений для своей художественной галереи – связано с художественной избирательной деятельностью и соответствующими материалами. Используется, чтобы вводить детей в виды и жанры изобразительного искусства. Для этого подходит работа с незавершенными продуктами и работа по словесному описанию, иногда возможно использовать образцы.
- Создание коллекций – работа предполагает моделирование отдельных вещей и их классификацию, связывающую ее с познавательно-исследовательской деятельностью. Может использоваться, чтобы вводить детей в культурное пространство. Подходящими типами работ выступают работы по образцам и схемам.
- Создание макетов – работы постепенно дополняются и длятся до тех пор, пока в группе удерживается увлечение определенной историей, игрой или сказкой. Например, макеты сказочных городов с дворцами и крепостями, космодромами и аэродромами, морскими портами, зоопарками, различными ландшафтами. Такая работа состоит из элементов конструирования и художественного изобразительного творчества, как скульптурного моделирования из пластического материала. Подходящими типами работ выступают незавершенные продукты и словесное описание, с возможным их воспитанием.
- Изготовление украшений-сувениров – позволяет широко использовать разнообразные материалы, связывать жизнь детей с традициями и обычаями общества, ориентировать их на художественное оформление пространства. Например, создание поздравительных открыток и пригласительных билетов, афиш и праздничных панно, гирлянд, елочных украшений, подарков близким и т.д.
- Создание книги – предполагает изготовление и иллюстрирование книг на основании рассказов детей, подготовки и сборки тематических словарей с собственными рисунками детей. Такая работа развивает изобразительные умения и используется для введения многоаспектного представления о книгах. К подходящим типам работ относят незавершенный продукт и словесное описание.
- Изготовление предметов для собственного театра – связывает продуктивную деятельность и детскую сюжетную игру, с чтением художественной литературы. Эта работа направлена на совершенствование широкого спектра изобразительных и конструктивных умений и навыков работы с разнообразным инструментарием. Могут быть использованы все типы работы.
Некоторые из названных смысловых полей могут быть использованы воспитателями в своей работе только эпизодически, например, сезонное изготовление поделок из природного материала и подарков на праздники.
Иными словами, подбирая содержание совместной партнерской продуктивной деятельности взрослых и детей необходимо базироваться одновременно и на типах работ, и на смысловых полях.