Вероятностное образование (Лобок А. М.)
Основная идея программы заключается в формировании авторской позиции ребенка и помощи ребенку в обретении способности заявить о себе в мире культуры и вести с ней диалог. Программа призвана развивать потребность самореализации в разных сферах и формах культуры, в первую очередь, в математике и лингвистике, формировать у младших школьников письмо в качестве авторского самовыражения и индивидуальной языковой интуиции, то есть проявление литературных способностей.
На первый план программы выведен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программы. Сущность образования – наследие. Дети ценны своими индивидуальными чертами. Образование является миром, стоящим между личностью детей и взрослых, является древнейшим порождением цивилизации, то есть насилием над личностно-индивидуальным бытием человека. Ценность образования заключается в том, что именно оно является полем, на котором будет зреть «Я-концепция» личности. Рассматривая феномен образования в качестве совершенно гениального культурного изобретения и в качестве неизбежного зла, необходимо учиться эффективному взаимодействию с ним.
Основной проблемой является вход в образование, то есть начальная школа. Здесь радикально изменяется позиция ребенка – от своей логики взаимоотношений с миром, от своего «Я» ему нужно перейти на другую логику образования. Начальная школа является звеном в рамках которого идет заложение в первую очередь образно-интуитивных механизмов мышления, и только на следующем этапе наступает период формирования непосредственно понятийных структур.
Обучение выстраивается на основании принципа вероятности. Под вероятностью понимают:
- степень возможности осуществления того или иного события, которое может произойти или не произойти. Вероятность достоверного события – 1, невозможного – 0;
- фундаментальность принципа самой жизни, внутри которой каждое событие совершается с некоторой степенью неопределенности или вероятности.
Потенциальные возможности детей реализуются в обучении таким образом, что ни сам ребенок, ни кто-то другой не могут предсказать результат. В учебном процессе, то есть уроке невозможно предсказать моменты, в которых ребенок непосредственно столкнется с культурой. Отрицание жесткого плана урока, допущение определенной вероятности определенных событий, которые могут в нем произойти. Вероятностным подходом к учебному процессу предполагается:
- что педагогическое искусство заключается не столько в следовании пошаговому расписанию действий, сколько в удержании широкого культурного пространства в процессе диалога с разными детскими мнениями;
- ориентирование на использование метода проб и ошибок, перебор случайных вариантов, метод угадывания, то есть поиск истины;
- учет неисчерпаемой гаммы возможностей, которые представляют собой учащиеся.
Особенности обучения заключаются не в том, чтобы заниматься трансляцией знаний, а в осуществлении множественной проблематизации, которая максимально провоцирует ребенка к самостоятельному движению в культурном пространстве.
Еще одна проблема школьного образования – обучение детей с разным уровнем готовности к школе. Центр образовательного пространства представлен не уроком-схемой, то есть трансляцией или репродуцированием, уроком-событием, уроком-актом культуры, уроком-текстом культуры.
Особенности урока можно охарактеризовать атмосферой смехового, каламбурного обыгрывания ситуаций. На уроках ученики обретают уверенность в собственных силах. Следует использовать такой метод, как культ черновика, то есть все написанное может сохраняться и дорабатываться, создается сверхценное отношение к черновику. Отсутствие отметок, а также создание атмосферы восприятия ошибок в качестве нормы.
Основные шаги технологии
Содержание образования заключается не в транслировании знаний, а во множественной проблематизации, поэтому можно выделить следующие основные шаги рассматриваемой технологии:
- провоцировать ребенка высказываться, чтобы развивать речевую активность;
- тормозить речевой акт;
- вводить стихи – демонстрировать тайную поэтику текста;
- упражнение «учитель-эхо» направлено на формирование рефлексивного эффекта – ребенок сам чувствует, как выстраивается речь;
- упражнение «учитель-машина для записи речи учащегося» – внутренняя редактура текста, который диктуется ребенком;
- упражнение: учащийся идентифицирует записанные учителем строки, слоги и пр.;
- узнавание букв не в качестве бессмысленной абстракции, а в качестве необходимого рабочего инструмента;
- спонтанное начало чтение (первый психологический барьер);
- спровоцировать начало письма (второй психологический барьер);
- письмо фразами;
- сочинять стихи без рифмы на основании образности;
- использовать богатство жизненной информационной среды ребенка, провоцировать потребность обогащения лингвистического багажа;
- читать сразу стихи.
Логику усвоения математики можно объяснить как понимающую математику. Главная цель – сформировать структуру математического мышления, а не навыки вычисления. Через принципиально новые типы задач и графических построений у детей идет формирование глубинных математических образов – числа, величины, равенства, положительного и отрицательного, а также образов разных арифметических операций.
В третьем классе дети уже могут совершать сложные алгебраические преобразования, демонстрируя высокий уровень математического понимания сущности преобразований. Уже при опоре на алгебраические структуры формируются чисто вычислительные навыки.