Нейлл Александр Сазерленд – английский психолог и педагог, разработал и апробировал технологию свободной школы, которая кардинально отличалась от всех существующих систем традиционной педагогики.
Концептуальные позиции технологии
А. Нейл в 1921 году создал первую школу, в которой каждый ребенок имеет возможность развиваться без страха и принуждения, то есть свободно в соответствии со своими возможностями и потребностями.
Школа А. Нейла – это сообщество, где царит равноправие между взрослыми и детьми. Дети имеют право выбора – посещать учебные занятия или же играть столько сколько им хочется.
Ведущей гипотезой А. Нейла является: «Если ребенка оставить в покое, без какого-либо вмешательства со стороны взрослого, то он разовьется сам настолько, насколько способен развиться».
Концептуальные основы технологии свободной школы Саммерххил:
- Основой развития детей является принцип абсолютной свободы учащихся. Данный принцип предполагает, что каждый ребенок сам выбирает как ему развиваться – посредством игры или через посещение учебных занятий. Ребенок волен играть столько сколько ему хочется, он свободен от стереотипов и шаблонов, его развитие вне идеологии. То есть каждый свободен в выборе пути своего развития.
- Безоговорочная вера в то, что в каждом ребенке заложены только добрые начала, он от природы позитивен.
- Взрослые должны не просто любить ребенка, но и полностью принимать его, быть терпимее, оказывать ему всяческую поддержку. И педагогам, и родителям необходимо так вести себя с ребенком, чтобы он чувствовал любовь, поддержку и одобрение.
- Знание и полное понимание физических потребностей каждого ребенка.
- Исключение из образования одновозрастности.
- Недопущение оказания какого-либо давления на волю ребенка, установление дисциплинарных рамок, авторитаризма по отношению к детям. Полное отсутствие наказаний, нравоучений или каких-либо установок (религиозных, дисциплинарных и т.д.).
- Учебные занятия не являются обязательными, посещение осуществляется только по желанию самого ребенка.
- Гармония в умственном и чувственном воспитании.
- Обязательное присутствие игры, как одного из важнейших и эффективных методов развития ребенка. Игра – это главная потребности каждого ребенка, поэтому необходимо дать детям наиграться вдоволь.
- Наличие в школе самоуправления.
- Формирование гуманизма и общечеловеческих ценностей должно осуществляться целенаправленно, но в тоже время вне строго установленных рамок и шаблонов.
- Воспитание и обучение опираются на позицию жизнеутверждения – радость, любовь, игры, смех, дружба и т.д., все это должно обязательно присутствовать в жизни каждого ребенка.
- Приоритетными ценностями развития детей являются – счастье, сострадание и мужество.
Особенности организации технологии
Школа Саммерххил располагается в старинной английской усадьбе. Помимо основного здания имеется множество небольших корпусов, в которых располагаются мастерские и лаборатории. Основное здание усадьбы – это главный корпус, в котором совместно проживают дети и взрослые. Маленькие дети живут в комнатах по 2-3 человека, у старших детей отдельные комнаты. Весь учебный год разделен на три равных семестра по 12 недель, между каждым семестром каникулы – один месяц. Каникулы дети проводят совместно с родителями в семье.
Все учащиеся делятся на три группы, в зависимости от возраста:
- Младшие – 5-7 лет
- Средние – 8-10 лет
- Старшие – 11-15 лет
В школе детей размещают в соответствии с возрастной группой, в каждой из которых есть своя домоправительница. Спальни и комнаты детей находятся в их управлении, то есть никто не следит и не убирает за детьми, никто не говорит, что им носить из одежды, не заставляет убираться и т.д. В бытовом плане дети оставлены в покое.
Перед началом учебного года дети знакомятся с перечнем учебных предметов и выбирают те, которые они желают посещать. Какого-либо обязательного курса или программы не предусмотрено.
В том случае, если ребенок не хочет, то он может не посещать выбранные им учебные предметы, а заниматься тем, чем ему действительно хочется (играть, гулять в парке и т.д.). Никто не будет укорять ребенка в его неуспешности в обучении. Это объясняется тем, что никто не вправе мешать другому и разрушать его свободу.
Большое значение в школе Саммерххила отводится игре. Играют не только дети, но и взрослые. Такое большое внимание к игре обусловлено тем, что по своему содержанию игра позитивна, она несет радость, насыщена духом юмора и дружбы. В игре дети имеют возможность сблизиться не только друг с другом, но и со взрослыми.
Помимо игры, важным компонентом технологии свободной школы является самоуправление. Все вопросы, которые возникают в рамках школы, решаются на совместном собрании путем голосования. Собрания проводятся один раз в неделю, по субботам.
Решение, которое принято на общем сборе является обязательным для каждого, начиная с самого младшего ученика и заканчивая педагогами.
Однако необходимо отметить и тот момент, что участие в общем сборе, также как и посещение занятий, является добровольным. Если ученик не желает принимать в нем участие, то он может его не посещать.
Помимо общего собрания, вопросами управления и организации занимаются различные комитеты (комитет по спорту, комитет по искусству и т.д.). Участие в комитетах также добровольно.
Голоса всех участников общего сбора или комитета равны, вне зависимости от возраста.
В школе Саммерхилл все имеют равные права, вне зависимости от того ученик это или педагог. Но никто не имеет права брать вещи и предметы другого человека без его разрешения. Например, нельзя просто взять велосипед и покататься на нем без разрешения владельца.
Таким образом, демократия школы Саммерхилл, несмотря на всю свободу жизни и обучения учащихся, предусматривает ряд законов, которые необходимо соблюдать.
Наличие законов – это требования, предъявляемые к детям современным обществом, в рамках которого они будут в дальнейшем жить. Дети должны понимать и принимать общепризнанные рамки поведения и законы социума. Образование должно готовить детей к общественной жизни и одновременно делать их личностями.