Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология создания ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников

Алгоритм создания ситуации успеха

Определение 1

Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создают возможности для достижения значительных результатов в деятельности, то есть это результат продуманной и подготовленной стратегии.

Технологически создание любой разновидности ситуации успеха включает несколько последовательных операций:

  • снятие страха – педагог помогает ученику преодолевать неуверенность в своих силах, страх самого дела и оценки окружающих людей;
  • авансирование успешности результата – учитель выражает свою абсолютную уверенность в том, что его ученики обязательно справятся с поставленной перед ними задачей, что внушает детям уверенность в их силах и возможностях;
  • скрытое инструктирование детей о способах и формах совершения деятельности – оно поможет детям избежать поражения и может быть достигнуто через намеки и пожелания;
  • внесение мотива – учитель демонстрирует ребенку то, ради чего или кого будет совершена та или иная деятельность;
  • персональная исключительность – учитель поясняет ребенку важность деятельности, которую он выполняет или которую ему предстоит выполнить;
  • мобилизация активности или педагогическое внушение – учитель подталкивает детей выполнять те или иные действия;
  • высокая оценка деталей – учитель помогает ребенку эмоционально переживать успех, не результат в целом, а какую-то отдельную его деталь.

Основные типы и приемы создания ситуации успеха

В педагогической деятельности активно используется ряд основных типов ситуации успеха:

  1. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности учащегося значительно превосходят его ожидания. Основные направления данного типа ситуаций:

    • «исповедь» - может применяться в тех случаях, когда есть надежда на искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей, получение понимания, порождение ответного отклика;
    • «эмоциональное поглаживание» - дает возможность детям верить в себя, позволяя открыть свою душу и сердце добру и сочувствию.
  2. Общая радость – предполагает достижение учащимся необходимой для себя реакции со стороны коллектива. Она может быть подготовлена педагогом, либо спонтанная, заметна или незаметна. Общая радость представляет собой, в первую очередь, эмоциональный отклик окружающих людей на успех члена своего коллектива. К приемам общей радости относят:

    • «следуй за нами» - смысл заключается в пробуждении дремлющих мыслей ученика, предоставлении ему возможности приобретения радости признания своих интеллектуальных сил, реакция окружающих будет выступать для него и в качестве сигнала побуждения, и в качестве стимула к познанию, и в качестве результата приложенных усилий;
    • «обмен ролями» – предоставление возможности высвечивать скрытый до настоящего времени потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учеников. Ими создается важнейший прецедент на будущее, разделение его на несколько отдельных самостоятельных актов обмена ролями и превращение из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.
  3. Радость познания – базируется на самообразовании и самопознании. Именно взращивание познавательного интереса выступает предметом познания, формирующего радость. К приемам радости познания относят:

    • «линия горизонта» - после открытия увлекательности поиска, погружения в мир неведомого, ученики могут начать постоянное стремление к поиску, преодолевая все встречающиеся трудности и неудачи;
    • «эврика» - суть его в создании условий, при которых дети, выполняющие учебное задание, неожиданно для самих себя приходят к выводам, раскрывающим неизвестные для них ранее возможности. Они должны получить интересный результат, открывающий впоследствии перспективу познания.
«Технология создания ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Система методов создания ситуации успеха на уроке

Учителю необходимо использовать определенные методы, позволяющие создавать условия для переживания учениками ситуации успеха, в их числе:

  1. Методы дифференцированного обучения. Необходимость реализации дифференцированного подхода к ученикам следует из отличий учеников по их задаткам, уровню подготовленности, восприятия окружающего и черт характера. Задача учителя – предоставить возможность ученикам проявлять собственную индивидуальность, творчество, избавлять от страха и вселять уверенность в собственные силы. Благодаря дифференциальному обучению, каждый учащийся имеет возможность работать в собственном темпе, справляться с заданиями, возрастает интерес детей к учебной деятельности, формируются положительные мотивы учения.
  2. Осуществление разноуровневого контроля предполагает создание нескольких групп учеников, каждой из которых предоставляется проверочная работа, соответствующая уровню обученности ее участников. Детям обязательно выполнить ту часть заданий, которая базируется на программных требованиях к уровню знаний, умений и навыков учеников. Задания, которые были выполнены сверх обязательного минимума, должны быть оценены отдельно.
  3. Представление ученикам права выбрать содержание, методы и формы обучения. Для выбора нужно предоставлять упражнения одного и того же содержания, но разные по форме, объему и сложности, то есть задания, для которых нужно активизировать разные виды умственной деятельности. В результате ситуации выбора у детей формируется навык осознанного выбора работы по силам, умение объективно оценить собственные возможности. При этом в классе будет сохранена доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Разделение класса на несколько групп помогает в организации взаимопроверки выполненного объема заданий.
  4. Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их использование и приобретение новых, то есть является самостоятельной творческой работой учеников под руководством учителя. Проекты дети могут выполнять как индивидуально, так и в группах. Проектная методика позволяет:

    • воспитать умение работать в коллективе, развивать коммуникативные способности;
    • повышать уверенность учеников в своих силах, мотивации учения;
    • выстраивать учебный процесс, опираясь на интересы детей.
Дата последнего обновления статьи: 17.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot