Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология продуктивного чтения как образовательная технология

Сущностная характеристика технологии

Определение 1

Технология продуктивного чтения – это специально разработанная образовательная технология, направленная на формирование у детей правильной читательской деятельности.

Основной целью технологии является качественное формирование у детей коммуникативной и читательской компетенции.

В начальных классах очень важно заложить у учащихся основы грамотного читателя, имеющего стойкую привычку к чтению, который знает книги и умеет их самостоятельно выбирать.

Это достигается посредством решения ряд следующих задач:

  1. Формирование у учащихся умений смыслового чтения, а также умения извлекать из прочитанного необходимую информацию.
  2. Развитие интереса к процессу чтения и формирование потребности читать.
  3. Осуществление введения учащихся через прочитанные литературные произведения в мир человеческих взаимоотношений, формирование у них нравственно-эстетических ценностей и эстетического вкуса.
  4. Полноценное овладение учащимися коммуникативной и речевой культурой.
  5. Развитие у детей их творческих способностей и потенциала.

Характеристика основных этапов работы по технологии

Реализация технологии продуктивного чтения включает в себя три основных этапа работы с текстом:

1 Этап – работа с текстом до чтения.

На данном этапе учащиеся совместно с педагогом стараются понять смысловую нагрузку текста, характеры героев, тематику и т.д. Осуществляется это посредством прочтения названия текста, просмотра иллюстраций, а также путем знакомства с автором текста. Большое значение имеет предшествующий читательский опыт учащихся.

2 Этап – работа с текстом во время чтения.

На этом этапе работа осуществляется в следующей последовательности:

  • первичное чтение – самостоятельное или совместное прочтение произведения, обсуждение первичного впечатления от прочитанного посредством беседы, выявление совпадений с первоначальными предположениями по содержанию, выражение эмоций от прочитанного;
  • перечитывание текста – повторное прочтение текста или его отдельных наиболее «ярких» фрагментов, осуществление их анализа, комментирование прочитанного, беседа по прочитанному, постановка уточняющих вопросов, выделение того, что хотел выразить с данном тексте автор и удалось ли ему это;
  • беседа по содержанию – обсуждение и обобщение прочитанного, обращение внимания на отдельные фрагменты текста, выделение наиболее значимых и информативных моментов в тексте, выразительное чтение и пересказ, словесное рисование.
«Технология продуктивного чтения как образовательная технология » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

3 Этап – работа с текстом после чтения.

На данном этапе учащиеся выполняют разнообразные творческие задания по прочитанному тексту, при затруднении педагогом задаются уточняющие вопросы.

Замечание 1

Практика внедрения технологи продуктивного чтения показывает высокие результаты среди учащихся, так как по итогам ее внедрения они способны достаточно глубоко мыслить, умеют анализировать, аргументировано выражать собственную точку зрения, ставить проблемные вопросы и находить пути их решения.

Целевые ориентиры этапов работы по технологии

Основной целью первого этапа технологии продуктивного чтения является формирование и развитие умения прогнозировать и предполагать содержание текста по его заглавию, иллюстрациям, ключевым словам, фамилии автора, созданной педагогом проблемной ситуации.

Задача педагога: мотивировать учащихся на прочтение.

Достижение поставленной задачи осуществляется педагогом посредством постановки проблемного вопроса или задания, при решении которых у учащихся возникает интерес об истинном содержании текста и возникает желание его прочитать.

Тот прогноз, который дети ставят, значительно повышает интерес к чтению, так как им хочется проверить, правильно ли они размышляли. Кроме того, прогнозирование учит детей мыслью забегать вперед и становится своего рода автором произведения.

Прием постановки проблемной ситуации дает учащимся возможность не только поразмышлять над предстоящим чтением, но и определить тему урока, развить свою интуицию и воображение. Тем самым данная работа направлена на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий, таких как умение строить логичные речевые высказывания, в соответствии с поставленными задачами.

Основной целью второго этапа является процесс освоения содержания ведущей мысли текста и формирование его читательской интерпретации (толкование, оценка и т.д.).

Задача педагога: обеспечение учащимся полноценного восприятия текста.

Наиболее продуктивными приемами работы на данном этапе является приемы работы с разными видами таблиц. Таблица содержит три столбца, первый заполняется до прочтения рассказа, дети пишут туда свои предположения о том, кто главный герой, где происходит действие и т.д. Второй столбец заполняется после прочтения, учащиеся вписывают уже реальных героев, суть действий и т.д. После того как таблица заполнена происходит сравнение первого и второго столбца. В том случае, если содержание первого и второго столбца совпало, то в третьем ставится «+», если нет, то «-». По итогам заполнения всех трех столбцов происходит обсуждение прочитанного.

Основной целью заключительного этапа обсуждение прочитанного произведения и соотнесение интерпретаций текста учащимися с позицией автора, формулирование основной идеи.

Задача педагога – обеспечение полноценного восприятия и понимания текста учащимися.

Наиболее эффективными приемами работы на этом этапе является использование разнообразных творческих работ по прочитанному произведению. Чаще всего применяются письменные творческие работы, такие как сочинение или изложение, которые способствуют формированию и развитию лаконичного изложения собственных мыслей, внимательного отношения к чувствам и действиям героев произведения.

Замечание 2

Таким образом, технология продуктивного чтения является одной из технологий деятельностного типа, так как она направлена на формирование у учащихся предметных и метапредметных универсальных учебных действий (осознанное чтение, толкование прочитанного, извлечение информации из прочитанного и т.д.).

Дата последнего обновления статьи: 20.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot