Сущность метода погружения
Метод погружения – это активный метод обучения, предполагающий элементы релаксации, внушения и игры. В других методах обучения основное воздействие на учеников происходит через убеждение, а в методе погружения используют внушение.
Внушение – это один из способов воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых что-то утверждают или отрицают без доказательств. посредством внушения может быть скорректировано состояние человека благодаря активации его психических процессов, изменения эмоционального отношения к окружающей действительности.
Одним из ведущих принципов, на котором базируется теория концентрированного обучения – принцип перераспределения времени, отведенного на изучение одного предмета. Например, уроки по какому-то предмету объединяют в блоки и изучают этот предмет на протяжении определенного временного отрезка.
Технология погружения может быть использована и при обычной урочной системе, когда в день проводят только один урок по рассматриваемому предмету.
Главной особенностью урока-погружения является то, что он строится на внушении, а не на убеждении. Основными принципами, задействованными при такой модели, выступают удовольствие, релакс, единство сознания и подсознания и двусторонняя связь. При этом такой урок – активный, предполагает концентрированность внимания и активацию резервов каждого ребенка. Единство сознания и подсознания обеспечивается подачей нового материала, которая выстраивается с направленностью на активизацию чувственного восприятия учащихся, развитие у них музыкальных, художественных и хореографических талантов.
Обязательные компоненты урока-погружения
В методике выделяют следующие компоненты, которые обязательны к использованию в уроках-погружениях:
- активные формы обучения – чаще всего используются групповые формы работы, взаимообучение, игровые приемы;
- подача информации крупными блоками – это затрагивает в первую очередь дидактический материал. урок-погружение предполагает, что эти материалы должны иметь не детализированный характер, а обобщенный, позволяющий объединять логическое восприятие с эмоциональным;
- артистические средства являются важнейшим элементом урока-погружения. это средства, создающие эмоционально-чувственную обстановку во время урока;
- контроль знаний проводят в форме зачета, хотя могут быть использованы и творческие задания.
Модели погружения
Модели погружения предлагают разные методисты, но все они основаны на классификации, которую предложил Щетинин М. П.:
- погружение в образ;
- межпредметная модель;
- метапредметная модель;
- эвристическая модель;
- погружение в сравнение;
- погружение в культуру.
Погружение в образ или в тему – несколько уроков объединяет одна тема, например, уроки развития речи в начальной школы рассчитаны на 1 раз в неделю, но этим не обеспечивается целостное восприятие. Технологией погружения предполагается, что 4 урока за месяц будут объединены и проведены в один день.
Для организации дня погружения, необходимо договориться с администрацией образовательного учреждения, коллегами, так как понадобиться изменение расписания. В этот день проводят только уроки по одному предмету. Для задействования эмоциональной сферы, уроки следует объединить еще одной темой, помогающей затронуть эмоциональное восприятие.
Погружение может быть межпредметным и метапредметным.
Межпредметное погружение дает возможность выстраивать урок по одному предмету посредством материалов другого предмета. Например, урок по географии или истории может быть связан с изучением произведения по литературе.
Метапредметное погружение представляет собой более практическое направление, когда урок базируется на погружении в реальную среду. Иными словами, чтобы воспринимать новые термины и понятия, используют конкретные жизненные ситуации. Обычно по такому типу выстраивают уроки по иностранному языку, которые предлагают погрузиться в языковую среду.
Алгоритм подготовки урока-погружения включает следующие шаги:
- составить понятийный словарь по выбранной теме;
- оформить кабинет, если предполагается погружение в культуру или в образ;
- подготовить дидактический и артистический материал в обобщенном виде, который предполагает необходимость задействовать эмоциональное и чувственное восприятие;
- разработать творческие и игровые задания разного типа;
- выбрать форму урока. Для урока-погружения наиболее удобны такие формы, как путешествия, прогулки, интеллектуальные соревнования.
Иными словами, урок-погружение может быть проведен по любому предмету.
Функциональное значение технологии погружения можно охарактеризовать несколькими функциями данной технологии:
- информационная – передача ученикам тщательно подобранного и структурированного материала;
- мировоззренческая – учебно-воспитательный процесс направлен на формирование идеологии и мышления учеников;
- методическая – осуществляется управление и координация познавательной деятельностью учеников.
Благодаря применению данной технологии, может быть связано во едино вся система компонентов учебно-воспитательной деятельности и мотивированы ученики на познание и обучение. Ученики воспринимают и усваивают учебные программы в прочной и углубленной форме, через изучение целостных и готовых информационных блоков.
Учебно-воспитательная работа выстраивается на основании создания условий, которые ориентируются на длительное и тесное сотрудничество педагога и учащихся, создание комфортного психологического климата.