Технология педагогической деятельности - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога.
Значение технологии педагогической деятельности при работе с детьми младшего школьного возраста
Современная концепция модернизации образования определяет новые цели общего образования, основные из которых продиктованы актуальными требованиями к подготовке выпускников общеобразовательных школ. В требованиях к выпускникам включено:
- формирование целостной системы базовых знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности;
- формирование личностных качеств: гражданская позиция, правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, толерантность, навыки эффективного взаимодействия с окружающими.
В рамках современной концепции модернизации образования основными задачами начального образования являются:
- всестороннее и полноценное развитие личности младшего школьника;
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование интереса и мотивации к обучению;
- воспитание у учащихся нравственно-эстетических чувств и эмоционально-ценностного отношения к окружающим и себе;
Решение данных задач достигается посредством организации педагогического процесса, основанного на гуманистическом подходе, который предполагает, что все дети способны успешно учиться в начальной школе, если им создать необходимые условия обучения. Основным условием является личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся, с опорой на его жизненный опыт, навыки самостоятельной деятельности и личностные компетенции.
Исходя из поставленных задач, процесс обучения следует представлять в виде системы ЗУН, развития познавательных и креативных возможностей учащихся, воспитания творческой личности, способной реализовать собственные возможности.
Для достижения образовательной цели в начальной школе, а также для решения поставленных задач возникла необходимость изменения всего процесса обучения, смены традиционной методики преподавания, ориентированной на то, чтобы учащиеся получали знания не в готовом виде, а открывали их самостоятельно.
Традиционные методы обучения ориентированы на среднего учащегося, что не отвечает современным требованиям. В связи с чем, возникла необходимость внедрения в педагогическую деятельность технологий работы с младшими школьниками.
Виды технологии педагогической деятельности
Наиболее часто используемые в педагогической практике виды технологий педагогической деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста:
Технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе к процессу обучения:
- технология педагогики сотрудничества;
- гуманно-личностная технология, разработанная Ш.А. Амонашвили;
Технологии, основанная на интенсификации и активизации различных видов деятельности учащихся:
- игровые технологии;
- технология проблемного обучения;
- проектно-исследовательские технологии.
Технологии, основанные на повышении эффективности организации и управления учебным процессом:
- технология разноуровневого обучения;
- групповая технология;
- информационно-компьютерная технология (ИКТ);
Технологии, направленные на организацию развивающего обучения:
- технология развивающего обучения, предложенная Л.В. Занковым;
Здоровьсберегающие технологии.
Зачастую педагоги включат в сценарий урока совокупность элементов из различных педагогических технологий, что значительно повышает эффективность процесса обучения.
В рамках технологий обучения детей младшего школьного возраста, основной задачей педагога является организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на поиск и усвоение учебной информации.
Самостоятельный поиск учебной информации организуется посредством организации технологии компетентностно-ориентированного обучения, реализуемого в рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Наибольшей популярностью в работе с детьми младшего школьного возраста имеют технологии, основанные на использовании ИКТ. ИКТ положительно сказывается на повышении заинтересованности в процессе обучении, мотивации получения новых знаний. Важным условием использования ИКТ является грамотный подход к их использованию на уроках.
Основные направления использования ИКТ в работе с учащимися начальной школы:
- подготовка дидактического и методического материала;
- создание блога или сайта для общения с учащимися, родителями или коллегами;
- ведение электронной документации: электронные журналы, дневники и т.д.;
- создание электронного «портфолио» каждого учащегося;
- участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах и т.д.;
- оформление текста, графиков, рисунков, таблиц и т.д.;
- осуществление быстрого поиска необходимой информации в сети Интернет;
- проверка знаний (тестирование, решение задач, выполнение упражнений);
- проведение онлайн-собраний и лекториев с родителями;
- тренажеры для усвоения и расширения знаний.
Применение ИКТ в процессе обучения необходимо сопровождать специальными видами гимнастик (физкультминутки, гимнастики для глаз и слуха и т.д.). Это необходимо для сохранения и укрепления здоровья учащихся. С этой целью в технологии с использованием ИКТ могут быть внедрены элементы здоровьесберегающих технологий.
Кроме технологий, реализуемых в урочное время, большое значение имеют технологии, организуемые педагогами во внеурочное время и технологии внеклассной работы.
Технология внеклассной работы – метод коллективных творческих дел, которые обеспечивают не только полноценное развитие учащихся, но сплочение детского коллектива.
Внеклассная работа способствует установлению в классе эффективного взаимодействия между учащимися, созданию благоприятной психологической атмосферы.
Таким образом, при грамотном применении технологий существенно повышается эффективность обучения и культура урока, формируется интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.