Технологии изготовления папье-маше
Папье-маше – это легко поддающаяся формованию масса, которую получают при смешении волокнистых материалов и клеящих веществ - крахмала, гипса и пр.
Принято выделять три основные технологии изготовления папье-маше:
- послойная склейка на заранее подготовленной модели. На модель послойно наклеивают небольшие кусочки мокрой бумаги. В классической технике папье-маше на модель накладывают до ста последовательных слоев бумаги. Зачастую используется газетная бумага. Иногда среди слоев бумаги прокладывают слой ткани, чтобы изделие стало крепче и не поддавалось деформациям. Сегодня для склеивания чаще всего используют клей ПВА, а раньше применяли специально изготовленный клейстер;
- формовка изделий из бумажной массы. Бумагу разрезают на множество мелких кусочков, заливают горячей водой и помещают на сутки в теплое место. Затем ее кипятят, разрыхляют и высушивают. В нее добавляют мел, и массу тщательно перемешивают. Постоянно помешивая, в данную смесь вливают клей, чтобы получилось пластичное сметанообразное тесто. Всю эту смесь выливают в форму, либо наносят слоем на поверхность необходимой формы и выдержать до полного высыхания;
- склеивание под давлением – пластины из твердого картона склеивают под высоким давлением.
Программа использования техники папье-маше в работе с детьми
Цель – создать условия для самореализации детей в творчестве, воплотить в художественной работе собственные неповторимые черты, свою индивидуальность.
При использовании техники папье-маше в ДОУ:
- у детей развивается мелкая моторика;
- дети овладевают рядом видов художественной деятельности – рисование, аппликация, навыки моделирования;
- дети знакомятся с разными формами предметов, что помогает развивать пространственное мышление и более точно воспринимать предметы;
- в ходе работы у детей идет развитие воображения и творческих способностей;
- в детях развивается аккуратность, терпеливость, сосредоточенность и усидчивость.
Актуальность рассматриваемого типа художественного творчества заключается в том, что дети могут проявлять свои творческие способности. В ходе создания картин и поделок из бумаги активно развивается мелкая моторика, логическое и пространственное мышление, память. Работа с бумагой помогает концентрировать внимание и развивать самодисциплину, расширять и обогащать словарный запас детей.
Изготовление предметов в технике папье-маше способствует развитию мелкой моторики рук, в связи с чем рекомендуется для занятий в детских дошкольных учреждениях разной направленности. При занятиях папье-маше, дети осваивают новые, нужные им в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевают разными видами художественной деятельности – рисование, аппликация, моделирование. При освоение новой для себя техники папье-маше, дети изучают различные формы предметов, помогая развитию пространственного мышления, фантазии и восприятия окружающей действительности.
Также папье-маше способствует развитию воображения и реализации творческого потенциала.
Невозможно проигнорировать позитивное воздействие техники папье-маше на аккуратность и усидчивость, сосредоточенность и терпеливость детей. При овладении техникой папье-маше, дети учатся осуществлять контроль над своими эмоциями, то есть этот вид искусства оказывает воздействие на эмоционально-волевую сферу развития личности. На занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и пользуются изготовленными своими руками игрушками, чтобы играть в сюжетно-ролевые и подвижные игры. А ролевая игра представляет источник развития детей, помогая им лучше осваиваться в окружающей действительности посредством ее воспроизведения и моделирования.
Данный вид художественного творчества также связан с экспериментированием, так как дети знакомятся с разными свойствами бумаги, узнают, что она может быть мягкой и жесткой, иметь разную толщину и прочность, быть матовой или блестящей, гладкой и шершавой, цветной и белой. Узнают, что бумагу можно порвать, смять, скрутить, сложить, склеить и создать из нее практически любую форму.
Педагог должен суметь помочь детям найти себя, предложить им множество разных способов самовыражения. Так как любая нетрадиционная технология предоставляет ребенку возможность выбрать, подумать, найти и попробовать. Всем этим обуславливается актуальность использования техники папье-маше в работе с детьми.
На таких занятиях дети узнают о новом способе лепить поделки, так как лепить можно не только из пластилина и глины, но и из бумажной массы. Технология изготовления поделок в технике папье-маше позволяет детям проявлять свои творческие способности. В процессе украшения поделок дети ознакомляются с элементами народной росписи, подбирают и смешивают оттенки красок, получая новые их сочетания. Это развивает творческие способности, эстетическое восприятия и кругозор.
В воспитательном отношении очень важно следить за тем, чтобы изготовленные детьми тарелки или матрешки использовались в игровой и прочих видах деятельности детей. Эти предметы могут выступать в качестве счетного материала при составлении задач на математических занятиях, для сервировки кукольного стола в играх, и ни в коем случае не должны выбрасываться в мусор.
Чувство рабочей гордости формируется у детей, если их изделия понравились близким и принесли пользу на занятиях по развитию речи и обучению счету. Применение предметов из папье-маше может быть найдено и в театральном уголке.
Иными словами, можно сказать, что папье-маше в качестве вида прикладного искусства:
- представляет собой один из способов психологической разгрузки;
- воздействует на процесс развития творческого воображения и мышления;
- помогает развивать целостное восприятие форм и цветов предметов;
- обучает концентрировать внимание и развивать зрительную память;
- способствует развитию эмоционально-волевой сферы личности, способствуя формирования ряда положительных личностных качеств;
- помогает детям развить умение постановки целей и достижения желаемого результата своей деятельности, что развивает также и мотивационную сферу.