Понятие и виды одаренности
Природой одаренности детей люди интересовались еще со времен Платона, который считал, что все способности у человека обусловлены биологически и зависят от наследственности. Процессы воспитания и обучения могут лишь менять скорость проявления данных способностей и их развитие. Например, способности к музыке у Моцарта проявились в 3 года, у Рафаэля в 8 лет.
По мнению Гельвеция с помощью воспитания можно не только выявить способности и задатки, но сформировать гениальность подрастающего поколения.
В тоже время американский ученый У. Эшби высказал мысль, что способности – это не только наследственность, но разнообразная интеллектуальная деятельность. По его мнению, дети, имеющие одаренности чаще всего предпочитают заниматься не продуктивными задачами, а творческими.
В настоящее время учеными доказано, что наибольшую роль в одаренности детей имеют именно природные задатки.
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга.
Существует и классификация моделей одаренности, однако она не является общепризнанной, включает в себя семь основных видов (в соответствии с теорией Х. Гарднера):
Лингвистическая одаренность – способности использовать возможности языка для создания и стимулирования поиска и передачи информации.
Музыкальная одаренность – способности не только получать от музыки истинное удовольствие, но и способности ее исполнять и сочинять.
Логико-математическая одаренность – способности мыслить логически, манипулировать различными объектами, символами и знаками, экспериментировать с их упорядочиванием.
Пространственные одаренности – способности мысленно представлять предмет и манипулировать им в уме (воображении), создавать разнообразные пространственные и зрительные композиции.
Телесно-кинестезическая одаренность – способность использовать собственные двигательные умения и навыки в различных видах деятельности, и достигать в них высоких результатов (спорт, ручной труд, танцы и т.д.).
Личностная одаренность – представлена двумя подвидами одаренности, которые принято рассматривать раздельно друг от друга:
- интро-личностная одаренность
- интер-личностная одаренность
Каждая из данных одаренностей представляют собой способности различать чувства людей, управлять ими, анализировать и использовать полученную информацию для собственных целей.
Все указанные виды одаренности имеют общее – это то, что у одаренного ребенка очень развит интеллект. Отличие состоит в том, что одаренности могут отличаться уровнем и своеобразием интеллекта.
Помимо приведенных видов одаренности, принято классифицировать по:
Степени сформированности:
- актуальная (способности);
- потенциальная (гений или талант).
Виду деятельности, которая обеспечивается сферой психики:
- социальная (инициативность, лидерство, предприимчивость);
- умственная (развитое мышление, анализ, сопоставление, синтез и т.д.);
- академическая (ярко выраженное стремление и способности к обучению);
- творческая (креативности, нестандартное видение мира и мышление);
- физическая (способности придавать духовных ценностям физическую оболочку и смысл).
Широте проявления одаренности в разнообразных видах деятельности человека:
- общая (активная жизненная позиция, критичность и быстрота мышления и реакции);
- специальная (музыкальная, математическая, литературная и т.д.).
Форме проявления: явная и скрытая.
Возрастным особенностям: ранняя и поздняя.
Целевые ориентиры и направления технологии обучения детей с признаками одаренности
Основными целями технологии обучения детей, имеющих признаки одаренности, заключаются в следующем:
- Выявление детей, имеющих различные виды одаренностей, как основного интеллектуального ресурса страны.
- Развитие способностей детей с признаками одаренности.
- Осуществление работы по достижению у каждого ребенка максимального уровня развития его способностей.
- Проведение работы по социальной защите детей, имеющих нестандартные виды одаренности.
- Создание эффективных условий для того, чтобы ребенок смог раскрыться и показать все свои способности.
- Оказание каждому ребенку помощи в формировании умений самостоятельно развивать свои способности.
- Предоставлять каждому одаренному ребенку возможность реализовать себя именно в той области, которая ему ближе.
- Создание условий, при которых каждый ребенок может почувствовать уверенность в собственных силах и понять всю уникальность своей одаренности.
Методы и формы работы с детьми, имеющими признаки одаренности
Технологии обучения детей, имеющих признаки одаренности, реализуются в рамках общеобразовательных школ, а также в рамках специализированных учреждениях дополнительного образования (математические школы, летние лагеря и т.д.).
Технология обучения детей с признаками одаренности предусматривает организацию следующих видов и форм работ:
- Кружки, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.д., в которые детей вовлекают в соответствии с видом одаренности.
- Реализация интеграционных программ, сочетание обязательной учебной программы и внеклассной работы.
- Углубленное изучение и исследование научных проблем и задач, которые учащиеся выбирают сами.
- Ускорение освоения обязательной учебной программы, обучение по индивидуально составленным программам.
- Формирование и развитие навыков самообразования и самоконтроля.
- Развитие продуктивного и абстрактного мышления, а также высших умственных процессов.
- Обучение творческим методам работы. Поощрение на использование разнообразных методов работы, в том числе и нестандартных.
- Поощрение достигнутых результатов, стимулирование на новые достижения и цели.
- Формирование самопонимания, признание собственной одаренности, своих уникальных способностей и стимулирование на их дальнейшее развитие.
- Оценка результатов деятельности ребенка с признаками одаренности должна осуществляться на основании тех критериев, которые напрямую связаны с областью его способностей и интересов.