Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология обучения детей с признаками одаренности

Понятие и виды одаренности

Природой одаренности детей люди интересовались еще со времен Платона, который считал, что все способности у человека обусловлены биологически и зависят от наследственности. Процессы воспитания и обучения могут лишь менять скорость проявления данных способностей и их развитие. Например, способности к музыке у Моцарта проявились в 3 года, у Рафаэля в 8 лет.

По мнению Гельвеция с помощью воспитания можно не только выявить способности и задатки, но сформировать гениальность подрастающего поколения.

В тоже время американский ученый У. Эшби высказал мысль, что способности – это не только наследственность, но разнообразная интеллектуальная деятельность. По его мнению, дети, имеющие одаренности чаще всего предпочитают заниматься не продуктивными задачами, а творческими.

В настоящее время учеными доказано, что наибольшую роль в одаренности детей имеют именно природные задатки.

Определение 1

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга.

Существует и классификация моделей одаренности, однако она не является общепризнанной, включает в себя семь основных видов (в соответствии с теорией Х. Гарднера):

  1. Лингвистическая одаренность – способности использовать возможности языка для создания и стимулирования поиска и передачи информации.

  2. Музыкальная одаренность – способности не только получать от музыки истинное удовольствие, но и способности ее исполнять и сочинять.

  3. Логико-математическая одаренность – способности мыслить логически, манипулировать различными объектами, символами и знаками, экспериментировать с их упорядочиванием.

  4. Пространственные одаренности – способности мысленно представлять предмет и манипулировать им в уме (воображении), создавать разнообразные пространственные и зрительные композиции.

  5. Телесно-кинестезическая одаренность – способность использовать собственные двигательные умения и навыки в различных видах деятельности, и достигать в них высоких результатов (спорт, ручной труд, танцы и т.д.).

  6. Личностная одаренность – представлена двумя подвидами одаренности, которые принято рассматривать раздельно друг от друга:

    • интро-личностная одаренность
    • интер-личностная одаренность
«Технология обучения детей с признаками одаренности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Каждая из данных одаренностей представляют собой способности различать чувства людей, управлять ими, анализировать и использовать полученную информацию для собственных целей.

Замечание 1

Все указанные виды одаренности имеют общее – это то, что у одаренного ребенка очень развит интеллект. Отличие состоит в том, что одаренности могут отличаться уровнем и своеобразием интеллекта.

Помимо приведенных видов одаренности, принято классифицировать по:

  1. Степени сформированности:

    • актуальная (способности);
    • потенциальная (гений или талант).
  2. Виду деятельности, которая обеспечивается сферой психики:

    • социальная (инициативность, лидерство, предприимчивость);
    • умственная (развитое мышление, анализ, сопоставление, синтез и т.д.);
    • академическая (ярко выраженное стремление и способности к обучению);
    • творческая (креативности, нестандартное видение мира и мышление);
    • физическая (способности придавать духовных ценностям физическую оболочку и смысл).
  3. Широте проявления одаренности в разнообразных видах деятельности человека:

    • общая (активная жизненная позиция, критичность и быстрота мышления и реакции);
    • специальная (музыкальная, математическая, литературная и т.д.).
  4. Форме проявления: явная и скрытая.

  5. Возрастным особенностям: ранняя и поздняя.

Целевые ориентиры и направления технологии обучения детей с признаками одаренности

Основными целями технологии обучения детей, имеющих признаки одаренности, заключаются в следующем:

  1. Выявление детей, имеющих различные виды одаренностей, как основного интеллектуального ресурса страны.
  2. Развитие способностей детей с признаками одаренности.
  3. Осуществление работы по достижению у каждого ребенка максимального уровня развития его способностей.
  4. Проведение работы по социальной защите детей, имеющих нестандартные виды одаренности.
  5. Создание эффективных условий для того, чтобы ребенок смог раскрыться и показать все свои способности.
  6. Оказание каждому ребенку помощи в формировании умений самостоятельно развивать свои способности.
  7. Предоставлять каждому одаренному ребенку возможность реализовать себя именно в той области, которая ему ближе.
  8. Создание условий, при которых каждый ребенок может почувствовать уверенность в собственных силах и понять всю уникальность своей одаренности.

Методы и формы работы с детьми, имеющими признаки одаренности

Технологии обучения детей, имеющих признаки одаренности, реализуются в рамках общеобразовательных школ, а также в рамках специализированных учреждениях дополнительного образования (математические школы, летние лагеря и т.д.).

Технология обучения детей с признаками одаренности предусматривает организацию следующих видов и форм работ:

  1. Кружки, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.д., в которые детей вовлекают в соответствии с видом одаренности.
  2. Реализация интеграционных программ, сочетание обязательной учебной программы и внеклассной работы.
  3. Углубленное изучение и исследование научных проблем и задач, которые учащиеся выбирают сами.
  4. Ускорение освоения обязательной учебной программы, обучение по индивидуально составленным программам.
  5. Формирование и развитие навыков самообразования и самоконтроля.
  6. Развитие продуктивного и абстрактного мышления, а также высших умственных процессов.
  7. Обучение творческим методам работы. Поощрение на использование разнообразных методов работы, в том числе и нестандартных.
  8. Поощрение достигнутых результатов, стимулирование на новые достижения и цели.
  9. Формирование самопонимания, признание собственной одаренности, своих уникальных способностей и стимулирование на их дальнейшее развитие.
  10. Оценка результатов деятельности ребенка с признаками одаренности должна осуществляться на основании тех критериев, которые напрямую связаны с областью его способностей и интересов.
Дата последнего обновления статьи: 13.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot