Содержание коррекционной работы с подростками-правонарушителями в школе
Правонарушитель – это человек, совершающий общественно-опасное деяние, противозаконные действия, угрожающие нормальной жизнедеятельности других граждан и сохранению общественного правопорядка.
Правонарушения в подростковом возрасте, к сожалению, выступают довольно частым явлением. Они обусловлены разными причинами. Подростковый период развития – это особый этап в развитии личности ребенка. В это время, формирование его психических процессов оказывается подверженным ряду факторов.
Чаще всего, причины развития противоправного поведения заложены в социальной сфере. Устранить их отрицательное влияние и создать условия для дальнейшего нормального развития подростка возможно, если проводить коррекционные мероприятия педагогического и психорегулирующего характера. При этом, технология коррекционной работы должна основываться на таком содержании, которое отвечает индивидуальным особенностям личностного развития отдельного подростка-правонарушителя, уровню развития его психических процессов и учитывает специфику совершенного правонарушения и его тяжесть.
В настоящее время, в школах происходит коррекция противоправных действий подростков, включающая систему мероприятий разного уровня социальной организации. Они реализуются поэтапно.
Система коррекционной работы школы, ориентированная на профилактику правонарушений и устранение их последствий, а также оздоровление и реабилитацию правонарушителей, включает в себя следующие направления деятельности:
- Исследование личности правонарушителя и причин совершенного противоправного деяния.
- Комплексное коррекционное воздействие. Оно включает в себя работу нескольких специалистов: педагогов, психологов, социальных работников, медицинских специалистов и ориентируется диагностирование, имеющихся психологических и социальных проблем подростка, сложностей в его поведенческих реакциях, установление социальных контактов и др. Это помогает выявить и предупредить развитие агрессивного поведения подростков.
- Психогигиенические процедуры. Сюда входит проведение разнообразных оздоровительных мероприятий, с учетом медицинских и биологических особенностей развития подростков, степени проявления его психологической патологии, тяжести совершенного правонарушения, уровня развития социальной адаптации и дезадаптации и иных факторов, которые необходимо учесть для разработки процедур психогигиенической коррекции.
- Совместное использование физического и когнитивного психолого-педагогического воздействия. В этом направлении активно применяются упражнения психомоторной направленности, игровые занятия, активизирующие физические стороны организма.
- Консультативная работа. Она включает в себя проведение консультационных занятий с подростками и их родителями. Консультации помогают семьям найти ответы, на интересующие их вопросы, решить сложные проблемы, понять суть случившегося и найти пути его преодоления.
- Разработка коррекционной программы и ее реализация. Данное направление включает в себя систему мероприятий по составлению плана коррекционной работы с подростками-правонарушителями в стенах школы, прогнозирование ее реализации.
Структура коррекционной программы
Коррекционная технология ориентирована на профилактику асоциального поведения и предупреждение дальнейшего усугубления противоправных наклонностей у подростков, развитие умения контролировать свое поведение и раскрытие их личностного потенциала.
Коррекционная программа разрабатывается, исходя из специфики личностного развития отдельного подростка, наличия у него проблем с противоправным поведением, степени его проявления.
По своей структуре, она состоит из следующих компонентов:
- Учебно-тематический план. Он включает в себя планирование основных мероприятий урочной и внеурочной работы, ориентированных на профилактику и коррекцию правонарушений. Планирование, как правило, охватывает временной период, равный одному учебному году и делится на этапы т.е. учебные четверти.
- Выбор диагностических методов работы. Сюда входит детальное описание разнообразных способов и приемов диагностики, которые будут использованы при выявление трудных подростков.
- Структура каждого коррекционного занятия. Здесь расписывается целевое назначение, задачи реализации учебного занятия коррекционной направленности, время его проведения, методы и инструментарий, а также прогнозируемые итоги.
Коррекционная программа содержит следующие направления деятельности:
- Формирование у подростков умения самоконтроля и саморегуляции своих действий и поступков;
- Формирование у подростков чувства ответственности за себя и своих близких, а также ответственности перед другими членами социальной среды;
- Формирование конкретных приемов и методов контроля своего поведения, исходя из специфике психического развития подростка, его возможностей и потребностей;
- Привитие нравственных ориентиров поведения, развитие ценностных ориентаций деятельности;
- Формирование установки на следование концепции «здорового образа жизни»;
- Мероприятия, ориентированные на расслабление, снятие эмоционального стресса, тревожности подростка;
- Развитие умения контролировать свою эмоциональную сферу и ее проявления в разнообразных жизненных ситуациях.
Этапы реализации коррекционной работы с подростками-правонарушителями
Коррекция противоправного поведения подростков в условиях школы, реализуется поэтапно:
- Этап диагностирования. Он включает в себя систему процедур, направленных на выявление противоправного поведения, аналитику его причин и сбор всей информации, по имеющейся проблеме. На основе собранных данных составляется программы коррекционной работы.
- Этап коррекционных занятий. Здесь происходит проведение конкретных занятий, упражнений на учебных занятиях или во внеурочное время, которые позволяют предупредить последующее усугубление развития отклоняющегося поведения, преодолеть подростку кризис его личности и социального существования, сформировать новую жизненную позицию, пересмотреть свои установки и моральные ценности.
- Этап итогового диагностирования. Он позволяет выявить динамику изменений личности подростка и его психических процессов, оценить продуктивность коррекционных занятий.
- Этап консультативного сопровождения. Предполагается оказание помощи и поддержки подросткам на всем протяжении их коррекционно-реабилитационного периода психологами и педагогами.