Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология дискуссионного обучения

Определение 1

Дискуссия – это метод обучения, который направлен на развитие у учащихся коммуникативных способностей и критического мышления, предполагающий упорядоченный и целенаправленный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию.

В основе дискуссионного обучения заложено противоречие, в котором отражены противоположные взгляды участников, на рассматриваемый объект обсуждения.

Теоретические положения технологии дискуссионного обучения

В традиционной системе обучения, дискуссия рассматривается как одно из основных средств, несмотря даже на то, что она не разрабатывалась как педагогический инструментарий. Однако глубокий анализ дискуссии доказал ее эффективность в обучении, так как позволяет всесторонне развивать учащихся, в легкой и непринужденной обстановке получать ими новые знания. В настоящее время дискуссия хоть и используется в качестве технологии обучения, она остается по-прежнему недостаточно разработанной с педагогической точки зрения.

Замечание 1

Цель технологии дискуссионного обучения – развитие у учащихся критического мышления, формирование дискуссионной и коммуникативной культуры.

Исходными теоретическими положениями технологии дискуссионного обучения являются:

  1. Учебная дискуссия по своей сути диалогична, и как способ работы с учебным материалом, и как форма организации учебного процесса.
  2. Дискуссия стимулирует учащихся на проявления инициативы, а также способствует развитию рефлексивности мышления.
  3. Использование дискуссии в учебном процессе целесообразно тогда, когда у учащихся в достаточной степени сформировано умение вести аргументированный диалог, выслушивать и понимать собеседника.
  4. Дискуссия представляет собой не просто диалог, в форме «вопрос-ответ», а углубленного и разностороннее обсуждение определенной идеи, проблемы, ситуации или точки зрения.
  5. Сущностной чертой дискуссии, как метода обучения, является позиция педагога. Педагог не только говорит, но и выслушивает, направляет учащихся, то есть учебное занятие не проводится в форме монолога учителя.
  6. Первое использование дискуссии в учебном процессе направлено на формирование у учащихся необходимых дискуссионных процедур.
  7. Дискуссия позволяет учащимся получать и обмениваться информацией на доступном и понятном для них уровне.
«Технология дискуссионного обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Задачи дискуссионного обучения

Задачи технологии дискуссионного обучения весьма разнообразны и делятся на несколько групп:

  1. Задачи конкретно-содержательного плана:

    • осознание учащимися сложностей и противоречий, при обсуждении конкретной проблемы;
    • расширение и углубление полученных ранее знаний, получение умений применения их на практике;
    • осмысление собственных творческих возможностей и их применение в процессе обучения.
  2. Задачи по организации эффективного взаимодействия между учащимися в классе (группе, подгруппе, коллективе):

    • распределение между участниками группы ролей;
    • формирование умения выполнять коллективные задачи;
    • формирование согласованного обсуждения проблем и вопросов, выработка единого подхода к их решению
    • соблюдение установленных правил и процедур проведения дискуссии.
Замечание 2

Важным при решении данных задач является их взаимообусловленность и пересечение, только в этом случае можно достичь ожидаемого результата.

Ожидаемый результат, при использовании технологии дискуссионного обучения:

  1. Самостоятельна переработка учащимися определенной учебной и научной информации, с целью ее доступного донесения до других участников дискуссии.
  2. Формирование умения обоснованно представлять собственную точку зрения и аргументировано ее отстаивать.
  3. Уметь взвешенно подходить к выбору методов и средства решения поставленной задачи (проблемы, ситуации и т.д.).

Формы проведения дискуссионного обучения

Замечание 3

Технология дискуссионного обучения предполагает использование разнообразных форм. Форму выбирает педагог, в зависимости от поставленных образовательных задач и дискуссионных способностей учащихся.

Формы проведения технологии дискуссионного обучения:

  • «Круглый стол» - это беседа, в которой участники принимают участие «на равных». Количество участников не более пяти человек, остальные учащиеся выступают в роли зрителей.
  • «Заседание экспертной группы» - в дискуссии принимают участие от 4-х до 6-ти человек, один из которых назначается председателем. Участники совместно обсуждают предложенную им проблему или решают заданный вопрос, выносят совместное решение, которое затем представляют всему классу. Важным является то, что принятое решение представляют частями, все участники группы, в виде коротких сообщений.
  • «Форму» - обсуждение вопроса происходит между экспертной группой, которую выбирают из числа учащихся, остальные ученик выступают как «аудитория», которая также может высказывать свое мнение.
  • «Симпозиум» - заранее подготовленные участниками сообщения по общей теме дискуссии. Каждый выступает с коротким сообщением, которое после все участники обсуждают и выражают свое мнение.
  • «Дебаты» - заранее организуемая дискуссия, при которой участникам задается вопрос и по отношению к его решению класс делится на две группы, каждая из которых выдвигает своего кандидата. Кандидаты не просто выражают мнение группы по рассматриваемому вопросу (проблеме, ситуации), но и приводят в доказательство аргументы.
  • «Судебное заседание» - организуется в виде имитации реального судебного разбирательства.
  • «Аквариум» - данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями. В поле внимания всего класса находятся всего пять-шесть говорящих, это сосредоточивает восприятие на основных позициях.
Дата последнего обновления статьи: 24.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot