Понятие и сущность диалогового обучения
Технология диалогового обучения – это одна из методик реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на учет личностных потребностей и характеристик каждого учащегося.
Личностно-ориентированное обучение широко распространено и активно применяется в современной системе образования.
Построение диалога имеет важное значение для развития у индивида навыков коммуникации, профилактики его социальной изоляции, недопущения развития депрессивных состояний, вызванных развитием чувства одиночества. Если урок строится в диалоговой форме, то учащийся получает возможность развиваться в эмоциональном направлении и активизировать свои умственные способности. Диалог помогает усвоению учебной программы не просто путем простого запоминания, но и посредством затрагивания личностных смыслов.
По своей сути, диалог в ходе обучения предполагает прием построения коммуникативной связи между субъектами учебно-воспитательного процесса: учеником и педагогом. Он выступает способом построения отношений в образовательной сфере, в ходе которых реализуется сопереживание, проявляется взаимоуважение, осуществляется совместное творчество.
Учебный диалог помогает учащимся проявить себя. Это возможно благодаря тому, что в диалоге они чувствуют себя более уверенно, раскрепощенно и комфортно. Это помогает всестороннему развитию личности учащегося, раскрытию его природного потенциала.
Сущность технологии диалогового обучения проявляется в целевом назначении диалога: развитие системы межличностного взаимодействия, путем построения модели наиболее реально отражающей жизнь, позволяющей учащимся забыть об условностях и стереотипах построения учебного занятия, открывая возможности самовыражения и проявления себя на межличностном уровне.
Практическая реализация диалога на учебном занятии осуществляется на следующих уровнях:
- Личностный уровень – развитие умения общаться с самим собой, понимать себя, слышать голос собственного разума.
- Межличностный уровень – умение строить общение с другим человеком, обладающим противоположными ценностно-интеллектуальными позициями.
- Мультиуровень - умение строить множественный диалог, реализуемый при обсуждении проблем в малых учебных группах.
Способы построения диалогового обучения
Реализация технологии диалогового обучения проходит на основе подготовки учащегося к поиску самостоятельного решения. Именно на этом и базируется данная технология. Она заставляет учащихся самостоятельно исследовать различные процессы и явления, делать открытия, подводить итоги, искать ответы на вопросы. Таким образом активизируется мыслительный процесс учащихся, они начинают активно думать и выражать свои мысли в диалоге.
Построение учебного диалога имеет некоторую специфику. Она проявляется в следующих чертах:
- Постановка общей проблемной ситуации;
- Два и более участника диалога, имеющих коммуникативную связь, строящуюся на взаимопонимании;
- Целевое назначение диалога;
- Обязательная обратная связь;
- Диалоговые взаимоотношения между педагогом и отдельным учащимся, между педагогом и коллективом учащихся.
Чтобы технология диалогового обучения была успешно реализована и приносила должный образовательный эффект, необходимо исключить факторы, тормозящие диалог:
- Нетерпимость педагога и категоричность его взглядов. Педагог должен уважать мнение каждого участника диалога, принимать его взгляды и различные точки зрения;
- Проявлять внимательное отношение к каждому участнику диалога;
- Не использовать вопросы, требующие краткого ответа или же, риторические вопросы;
- Уметь слушать каждого участника диалога. Педагогу необходимо давать учащимся возможность высказаться, не перебивая их и, не исправляя;
- Речь учащихся, которые принимают участие в диалоге, должна быть культурной, правильно построенной. В речи должны присутствовать коммуникативные навыки.
Чтобы организовать диалоговое занятие, педагогу необходимо наладить контакт с коллективом учащихся. Только налаженный контакт, наличие взаимопонимания даст должный эффект. Иначе, у партнера по диалогу будет выработано негативное отношение к рассказчику, в следствие чего информация не будет усваиваться.
Технологии диалогового обучения могут быть реализованы в виде: дидактических игр, аналитической работы, учебных дискуссий, постановки проблемно-поисковой ситуации, эвристической беседы.
Принципы организации диалогового взаимодействия
Организация диалога на учебном занятии имеет свою специфику. Прежде всего, необходимо учитывать два ведущих принципа построения диалога:
- Исключение воздействия на учащегося. Нельзя оказывать педагогическое давление на учащихся. Нельзя только обучать. Нужно развиваться и самому педагогу в процессе общения с учениками. Поэтому необходимо строить с ними взаимодействие.
- Акцент на самостоятельной работе. Педагог не должен сам формулировать проблему или задавать вопросы. Ему необходимо только направить учащихся, чтобы они работали самостоятельно: выдвигали проблему и искали пути ее решения.
Только ориентация на эти принципы, позволяет ставить личность учащегося на приоритетную позицию.
Преимущества технологии диалогового обучения
Использование технологии диалогового обучения в учебном процессе позволяет сделать учебный процесс ориентированным на личностное развитие учащихся. Кроме того, она имеет ряд достоинств:
- Обеспечивает целенаправленность учебного процесса;
- Развивает у учащихся познавательную активность;
- Способствует развитию мыслительной деятельности у участников диалога;
- Активизирует творческую сторону развития;
- Способствует самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию личности;
- Развивает у учащихся навыки коммуникативного общения;
- Формирует умения строить беседу, вести диалог;
- Развивает навыки вопросно-ответной формы общения;
- Развивает важные личностные качества: терпимость, умение слушать, уважение к другой личности, адекватного восприятия чужой точки зрения.