Социально-педагогическая профилактика – это система мер, ориентированных на предупреждение влияние внешних факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие ребенка.
Профилактические мероприятия ориентированы на разрешение ситуаций и проблем, которые в данный временной момент еще не возникли, но их появление реально и обосновано.
Профилактика может быть направлена на решение разноплановых задач. Она пытается решить проблему агрессивного, девиантного поведения у подрастающего поколения. Сюда относится и проблема развития разного рода фанатизма, в том числе и музыкального.
Музыкальный фанатизм и его опасность
Музыкальный фанатизм – это увлечение музыкой, выходящее за рамки нормального, имеющее форму нехимической зависимости, приводящей к развитию асоциального поведения за счет стремления уйти от реальности и погрузиться полностью в музыкальную деятельность, которая вызывает у личности эмоциональный всплеск и приводит к изменению функционирования психики.
Музыка является тем направлением деятельности, тем культурным феноменом, который увлекает большое количество детей и подростков. Они формируют в своем сознании кумиров из мира музыки, отдают предпочтение различным музыкальным жанрам и их представителям. Это приводит к формированию клубов по интересам музыкальной направленности, что развивает фан-клубы и различные движения фанатов.
Исследование музыкального фанатизма приобрело в современном обществе особую актуальность. Это связано с тем, что музыкальная зависимость не всегда развивается нормально и безобидно для отдельного индивида и социума. Фанаты музыки и ее исполнителей подвергаются изменению психических процессов организма, что развивает в их среде асоциальное поведение различной направленности и способно привести к развитию зависимостей более серьезных и опасных – употреблению химических веществ.
Признаками проявления фанатизма являются:
- Атрибуты одежды, аксессуары, которые характеризуют предпочтения, отдаваемые какому-ту музыкальному клубу, жанру, вере и культуре.
- Использование в своей речи особого сленга: кричалки, гимны, четверостишья, фразы, специфические слова.
- Агрессивное поведение по отношению к лицам, предпочитающим иные музыкальные жанры, других исполнителей и т.д.
- Создание фан-клубов.
- Придерживание одних взглядов и убеждений, их отстаивание, исключение анализа их верности и целесообразности, навязывание их другим и соответствующих им моделей социального поведения и взаимодействия.
- Последовательность субкультуре – ведение особого образа жизни, который необходим на благо общей деятельности, поддержание исполнителей, предпочитаемого музыкального жанра.
Музыкальный фанатизм относится к опасным социальным явлениям, поскольку он развивается в следствие желания индивидов изменять мир, в котором они живут и найти свое место в нем, самореализоваться. Это приводит к навязыванию своего мировоззрения другим, исключение иных точек зрения, враждебному отношению к иной культуре, интересам и взглядам. Последствиями музыкального фанатизма становятся различные форму девиантного поведения подростков, которые противостоят противоположным взглядам, убеждениям и интересам.
В этой связи, проблема музыкального фанатизма и ее предупреждение должны стать актуальным направлением в работе современного социального педагога.
Направления работы социального педагога по предупреждению развития музыкального фанатизма
Профилактические мероприятия, ориентированные на предупреждение развития фанатизма у подростков проводятся по двум основным направлениям:
- Воспитательно-профилактическое. Оно проводится с детьми, входящими в группу риска развития фанатизма и, способных к вхождению в различные фан-клубы и движения. Для определения подростков группы риска используются методы диагностирования, которые могут быть представлены в виде опросов на выявление склонности к фанатизму, определение степени социальной закрытости личности, анкетирование родителей. На основе опросов выявляются подростки, у которых уже имеются признаки фанатизма, а также дети, имеющие склонность к его развитию. Как правило, склонными к фанатизму оказываются подростки, которые очень впечатлительны и эмоциональны. Они остро воспринимают любые отношения к ним и легко поддаются чужому влиянию, воззрениям. Кроме того, неуверенность в себе является источником развития фанатизма. Подросток стремится к самоутверждению, а также компенсирует свои комплексы за счет достоинств избранного музыкального кумира.
- Коррекционное направление. Оно ориентировано на работу с детьми, входящими в различные фан-клубы, принимающими участие в музыкальных движениях или ярко проявляющие свои музыкальные предпочтения, не принимая иные взгляды. Коррекционная работа с подростками может проводится, как индивидуально, так и носит групповой характер. Она включает проведение разнородных досуговых мероприятий, проведение индивидуальных бесед с детьми и родителями, специальных игр, психологических тренингов, ориентированных на развитие интереса у подростков к музыке и принятие существование различных музыкальных жанров, каждый из которых хорош по-своему. Кроме того, коррекционная работа направлена на формирование у подростков устойчивого негативного отношения к музыкальному фанатизму и переориентацию музыкального восприятия учащимися.
Структура профилактической работы по предупреждению развития музыкального фанатизма
Социально-педагогическая профилактика развития музыкального фанатизма состоит из следующих компонентов:
- Просвещение. Оно предполагает проведение семинаров, бесед, внеурочных классных часов с подростками и их родителями.
- Профилактика. Она состоит из диагностики и коррекции развития фанатизма среди подростков.
- Психологическая работа. Она ориентирована на коррекцию психических отклонений учащихся за счет проведения индивидуальных и групповых тренингов, консультаций, бесед со специалистами психологами.
- Развлечения: проведение праздничных мероприятий, концертов, конкурсов искусства.
- Трудовая деятельность. Привлечение подростков к труду помогает в устранение психологического дисбаланса организма.