Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технологии оценивания образовательных достижений

Технология оценивания в системе образования и правила ее построения

В процессе организации учебного процесса необходимо определить каким образом будет проходить оценка результатов учебной деятельности учащихся, как будут фиксироваться их успехи и неудачи. Для этих целей разрабатывается специальная оценочная система или технология оценивания. Такая технология является технологией действия в разнородных ситуациях подведения итогов и выставления оценок. Фундаментом такой технологии являются специальные правила действия, определяющие предмет оценки, объект и субъект оценочной деятельности, временной период оценивания, критерии оценивания и место фиксации результатов.

Вот основные правила протекания технологии оценивания:

  1. Правило выбора объекта контроля или оценивания. Здесь определяется что именно будет подвергаться оценке. Как правило, оцениваются результаты прохождения учебного процесса, любые действия в образовательной сфере, предполагающие применения конкретных знаний. В качестве результатов оценивания используются предметные, метапредметные и личностные достижения. Результаты учащегося – это его умения по применению знаний, в ходе разрешения определенных задач. Успешные действия должны быть оценены словесно, а продуктивное решение, поставленной задачи оценивается путем выставления отметки. Результаты педагога или образовательного учреждения в целом предполагают разницу между результатами учащихся в начале процесса обучения и в конце. Если разница свидетельствует о приросте результатов, то это подчеркивает эффективную работу педагога и постановку ему высокой оценки. Если же, наблюдается снижение результатов, то работа педагога считается не продуктивной и не может быть положительно оценена.

  2. Правило определения оценки путем построения диалога между педагогом и учащимся. При этом происходит постановка внешней оценки т.е. педагог оценивает успехи учащегося и самооценки, когда учащийся самостоятельно проводит оценку своих достижений. Отметка, поставленная педагогом может быть оспорена учащимся, с приведением разумных доводов.

  3. Правило постановки отметок пропорционально количеству разрешенных образовательных задач. Отдельная отметка выставляется по каждому завершенному заданию, овладению предметной темой и т.д.

  4. Правило фиксации оценок и отметок образовательной деятельности. Все отмеченные достижения учащихся должны быть накоплены и сохранены. Это производится посредством их занесения в специальные таблицы или журналы учебных результатов, а также дневники учащихся и в портфель достижений. Портфель достижений учащегося представляет собой совокупность выполненных заданий, изученных тем, решенных задач, свидетельствующих о прогрессе в развитии учащегося, приложенных им усилиях и достижениях, а также самооценка своей деятельности для определения целей последующего развития.

  5. Правило выбора временного периода оценивания. Отметки выставляются по желанию учащегося, если это касается новой темы прохождения занятия и выполнения по ней текущих заданий и в обязательном порядке за каждую контрольную работу, проверочное задание.

  6. Правило определения критериев оценивания. Оценивание образовательной деятельности учащихся осуществляется по трем уровням успешности:

    • Базовый уровень – решение задач, которые были уже ранее исследованы и имеют сходный тип. Они требуют применения основных знаний и умений, ознакомление с основами учебной программы;
    • Программный уровень – решение необычных, нестандартных задач. Они требуют применения знаний новой тематики, либо иных, сторонних знаний самостоятельного обучения, либо использование ранее изученного материала, но особым способом;
    • Максимальный уровень – решение специальных задач, по неисследованному материалу. Здесь требуется применить новые знания, которые были получены самостоятельным путем. Этот уровень фиксирует необычные способности и специфические успехи отдельных учащихся.
  7. Правило определения способов итогового оценивания. За каждую четверть происходит выставление отметок, определяемым по данным журнала, путем выведения среднего арифметического балла. За учебный год подводятся общие итоги и ставится отметка, характеризующая уровень достижений учащегося в образовательной сфере. Отметки выставляются на основе четвертных отметок и проведения итоговых контрольных работ.

Современные технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС

Замечание 1

Современный этап развития общества ведет к изменению содержания образовательных программ. Основной упор в них делается на развитие общенаучной грамотности учащихся. Это влечет за собой преобразование технологий оценивания образовательных результатов.

Современная система оценивания направлена на его стимуляцию и недопущение торможения в развитии. В обучении необходимо ликвидировать негативные моменты и способствовать его индивидуализации. В этой связи была разработана новая технология оценивания, которая базируется на следующих моментах:

  • Проведение частого оценивания каждого учащегося, в идеале постановка оценок на каждом учебном занятии;
  • Определение четких и оптимальных показателей оценивания по каждому направлению деятельности, исходя из плановых показателей результатов и поставленных образовательных целей;
  • Совместная разработка педагогом и учащимися критериев оценивания;
  • Перенесение акцента в выборе методов оценивания на самостоятельную оценку своих успехов учащимися. Учащийся может самостоятельно составить учебную программу.

Современная образовательная система включает в себя следующие технологии оценивания:

  1. Лист общеучебных достижений – фиксирует развитие учащегося и ориентирован на реализацию принципа позитивного оценивания;
  2. Обратная связь – ознакомление учащихся с их успехами и достижениями. Они должны иметь представление о том, что у них получается, а что нет, а педагог может таким образом проводить анализ своей деятельности и вносить в нее поправки;
  3. Критериальное оценивание – применение специальных критериев оценивания, делающих его открытым и доступным;
  4. Самооценивание – развитие способности учащихся анализировать свою деятельность и непредвзято, честно ее оценивать;
  5. Взаимооценивание – проведение оценки учащимися успехов и достижений друг друга.
Дата последнего обновления статьи: 22.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot