Технология оценивания в системе образования и правила ее построения
В процессе организации учебного процесса необходимо определить каким образом будет проходить оценка результатов учебной деятельности учащихся, как будут фиксироваться их успехи и неудачи. Для этих целей разрабатывается специальная оценочная система или технология оценивания. Такая технология является технологией действия в разнородных ситуациях подведения итогов и выставления оценок. Фундаментом такой технологии являются специальные правила действия, определяющие предмет оценки, объект и субъект оценочной деятельности, временной период оценивания, критерии оценивания и место фиксации результатов.
Вот основные правила протекания технологии оценивания:
Правило выбора объекта контроля или оценивания. Здесь определяется что именно будет подвергаться оценке. Как правило, оцениваются результаты прохождения учебного процесса, любые действия в образовательной сфере, предполагающие применения конкретных знаний. В качестве результатов оценивания используются предметные, метапредметные и личностные достижения. Результаты учащегося – это его умения по применению знаний, в ходе разрешения определенных задач. Успешные действия должны быть оценены словесно, а продуктивное решение, поставленной задачи оценивается путем выставления отметки. Результаты педагога или образовательного учреждения в целом предполагают разницу между результатами учащихся в начале процесса обучения и в конце. Если разница свидетельствует о приросте результатов, то это подчеркивает эффективную работу педагога и постановку ему высокой оценки. Если же, наблюдается снижение результатов, то работа педагога считается не продуктивной и не может быть положительно оценена.
Правило определения оценки путем построения диалога между педагогом и учащимся. При этом происходит постановка внешней оценки т.е. педагог оценивает успехи учащегося и самооценки, когда учащийся самостоятельно проводит оценку своих достижений. Отметка, поставленная педагогом может быть оспорена учащимся, с приведением разумных доводов.
Правило постановки отметок пропорционально количеству разрешенных образовательных задач. Отдельная отметка выставляется по каждому завершенному заданию, овладению предметной темой и т.д.
Правило фиксации оценок и отметок образовательной деятельности. Все отмеченные достижения учащихся должны быть накоплены и сохранены. Это производится посредством их занесения в специальные таблицы или журналы учебных результатов, а также дневники учащихся и в портфель достижений. Портфель достижений учащегося представляет собой совокупность выполненных заданий, изученных тем, решенных задач, свидетельствующих о прогрессе в развитии учащегося, приложенных им усилиях и достижениях, а также самооценка своей деятельности для определения целей последующего развития.
Правило выбора временного периода оценивания. Отметки выставляются по желанию учащегося, если это касается новой темы прохождения занятия и выполнения по ней текущих заданий и в обязательном порядке за каждую контрольную работу, проверочное задание.
Правило определения критериев оценивания. Оценивание образовательной деятельности учащихся осуществляется по трем уровням успешности:
- Базовый уровень – решение задач, которые были уже ранее исследованы и имеют сходный тип. Они требуют применения основных знаний и умений, ознакомление с основами учебной программы;
- Программный уровень – решение необычных, нестандартных задач. Они требуют применения знаний новой тематики, либо иных, сторонних знаний самостоятельного обучения, либо использование ранее изученного материала, но особым способом;
- Максимальный уровень – решение специальных задач, по неисследованному материалу. Здесь требуется применить новые знания, которые были получены самостоятельным путем. Этот уровень фиксирует необычные способности и специфические успехи отдельных учащихся.
Правило определения способов итогового оценивания. За каждую четверть происходит выставление отметок, определяемым по данным журнала, путем выведения среднего арифметического балла. За учебный год подводятся общие итоги и ставится отметка, характеризующая уровень достижений учащегося в образовательной сфере. Отметки выставляются на основе четвертных отметок и проведения итоговых контрольных работ.
Современные технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС
Современный этап развития общества ведет к изменению содержания образовательных программ. Основной упор в них делается на развитие общенаучной грамотности учащихся. Это влечет за собой преобразование технологий оценивания образовательных результатов.
Современная система оценивания направлена на его стимуляцию и недопущение торможения в развитии. В обучении необходимо ликвидировать негативные моменты и способствовать его индивидуализации. В этой связи была разработана новая технология оценивания, которая базируется на следующих моментах:
- Проведение частого оценивания каждого учащегося, в идеале постановка оценок на каждом учебном занятии;
- Определение четких и оптимальных показателей оценивания по каждому направлению деятельности, исходя из плановых показателей результатов и поставленных образовательных целей;
- Совместная разработка педагогом и учащимися критериев оценивания;
- Перенесение акцента в выборе методов оценивания на самостоятельную оценку своих успехов учащимися. Учащийся может самостоятельно составить учебную программу.
Современная образовательная система включает в себя следующие технологии оценивания:
- Лист общеучебных достижений – фиксирует развитие учащегося и ориентирован на реализацию принципа позитивного оценивания;
- Обратная связь – ознакомление учащихся с их успехами и достижениями. Они должны иметь представление о том, что у них получается, а что нет, а педагог может таким образом проводить анализ своей деятельности и вносить в нее поправки;
- Критериальное оценивание – применение специальных критериев оценивания, делающих его открытым и доступным;
- Самооценивание – развитие способности учащихся анализировать свою деятельность и непредвзято, честно ее оценивать;
- Взаимооценивание – проведение оценки учащимися успехов и достижений друг друга.