Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании и развитии ребенка
Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития.
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют интерес к игре. Однако они не владеют полностью игровыми навыками, в связи с чем детям очень интересно играть со взрослым. К среднему дошкольному возрасту, дети уже умеют играть друг с другом, одной из наиболее интересных для них игр является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра – это игра, имеющая конкретный сюжет – ряд взаимосвязанных событий и ситуаций, и роли, которые распределяются между ее участниками, и являются основным стержнем игры.
Сюжетно-ролевая игра направлена на развитие у дошкольников памяти, мышления, воображения и личности в целом.
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что помимо взаимоотношений, которые диктуются детям сюжетом игры, между ними возникают и другие реальные и действительные. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимают, как они относятся к успехам и неудачам, учатся разрешать конфликтные ситуации. Игра помогает ребенку преодолеть свою робость и стеснение, формируют разнообразные навыки (трудовые, игровые, коммуникативные и т.д.), в зависимости от сюжета игры.
Сюжетно-ролевая игра учит детей самостоятельно устанавливать взаимоотношения с коллективом, развивает навыки продуктивного общения.
Игра может быть организована воспитателем, который объясняет детям сюжет, распределяет роли и руководит всем процессом игры. Так же игра может быть организована детьми самостоятельно. При самостоятельной организации игры, дети сами распределяют роли и следят за развитием сюжета. Игра может быть организована детьми по прочитанной сказке, просмотренному мультфильму, а также сюжет может быть придуман стихийно (например, игра в школу, больницу и т.д.).
В процессе сюжетно-ролевой игру, совместная игровая деятельности способствует формированию у детей организованности, ответственности, навыков самоконтроля и саморегуляции, согласованности с действиями других детей. Во время развития сюжета игры дети приобретают навыки планирования, творческого воображения, инициативности, активности, целеустремленности и т.д.
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в воспитании ребенка дошкольного возраста очень велика, так как она способствует всестороннему и полноценному развитию личности ребенку, формированию у него необходимых навыков и умений.
Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов становления личности, формирования предпосылок необходимых для дальнейшего развития.
В период дошкольного детства ребенок приобретает все необходимые знания об окружающем его мире, вырабатывает навыки правильного поведения в обществе, закладываются основы характера личности. Игра оказывает большое значение на воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста, а особенно сюжетно-ролевая игра.
Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте:
- Обязательное соблюдение правил – оказывает влияние на формирование у ребенка умений действовать в соответствии с требованиями, контролировать собственное поведение. Данные умения и навыки не появляются самостоятельно, так же сложно их выработать посредством строгих указаний ребенку. В тоже время в игре, подчинение установленному правилу вытекает из самой игры и формируется у ребенка без принуждения. Кроме того, осваивая правила игры, ребенок осваивает и моральные нормы, которые заключены в роли.
- Социальный мотив. Сюжетно-ролевая игра предоставляет ребенку возможность «побывать» в мире взрослых, «примерить» на себе разнообразные профессии, попытаться разобраться и понять специфику взаимоотношений между взрослыми. Все это помогает ребенку определиться со своим социальным статусом.
- Эмоциональное развитие в игре. Сюжетно-ролевая игра богата теми эмоциями, которые еще порой не доступны ребенку в его жизни. В процессе игры дети могут испытать различные чувства, которые оказывают влияние на формирование его морального облика. Несмотря на то, что ребенок переживает все эти эмоции, он все-таки понимает, что они не реальны. Это подтверждается тем, что во время игр дети используют слова «понарошку», «как будто» или «по правде». Однако все игровые переживания всегда искренне для ребенка.
- Интеллектуальное развитие ребенка. Сюжет и его развитие связано с общим умственным развитием детей, формирование у них интересов и потребностей. В процессе игры у детей возникает интерес к различным видам человеческой деятельности (трудовой, учебной и т.д.) и различным событиям в жизни человека (день рождения, поездка в отпуск, поступление на работу и т.д.). Все это оказывает влияние на сюжет игр, довольно часто он становится стойким, так как захватывает мысли и воображение детей.
- Например, игра в морское путешествие может продолжаться несколько дней, он ежедневно возобновляется детьми, при этом сюжет развивается.
- Развитие творчества и воображения. Несмотря на то, что сюжетно-ролевые игры осуществляются по конкретному сюжету и подчинены одной линии развития действий, они довольно часто сопряжены с импровизацией. Во время игры у детей могут возникнуть различные идеи дальнейшего развития сюжета. Игровое творчество сказывается на содержании игры, комбинируя разнообразные впечатления, события и т.д. Дети, играя могут сочетать сюжет и роли игры с теми знаниями, которыми они обладают в различных вариантах и комбинациях. Все эти действия развивают у детей творческий потенциал и воображение.
- Развитие речи. Играя роль, в сюжетно-ролевой игре, ребенок не только должен изобразить своего героя внешне, его характер и взаимодействие с другими героями, но выражать его чувства, мысли, переживания, согласовывать действия. Все это достигается посредством речевого общения. В процессе игры ребенок учится не только выражать свои мысли, но чувства, желания и замыслы. Все это расширяет словарный запас, совершенствует коммуникативные навыки и активизирует речь ребенка.