Место и роль общенаучных методов в научном познании
Метод – это совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.
Общенаучные методы – это приемы, не охватывающие все научное познание, а используемые только на отдельных его этапах, что отличает их от всеобщих методов.
Любая наука использует разные методы, зависящие от характера решаемых ею задач. Своеобразие научных методов заключается в их относительной независимости от типа проблем, но при этом они зависят от уровня и глубины научного исследования, что проявляется их ролью в научно-исследовательской деятельности.
Эмпирическому уровню научного познания характерно непосредственное исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На данной ступени осуществляют процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях природы путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов.
Также на этом уровне проводится первичная систематизация полученных фактических данных в таблицы, схемы, графики и пр.
Эмпирические методы исследования
Эмпирическими методами исследования являются:
- наблюдение;
- эксперимент;
- описание;
- измерение.
Наблюдение – это подчиненный задачам научного исследования процесс преднамеренного и целенаправленного восприятия явлений и процессов без прямого вмешательства в них.
К основным требованиям к научному наблюдения относят:
- однозначность цели и замысла;
- системность в методах наблюдения;
- объективность;
- возможность контролировать через повторное наблюдение или эксперимент.
Наблюдение используют, когда вмешательство в исследуемый процесс невозможно или крайне нежелательно.
Важное место в наблюдении отводится измерениям. Измерение предполагает определение отношения одной величины (измеряемой) к другой, которая берется за эталон.
Обычно результаты наблюдения даются в виде знаков, графиков и кривых на осциллографе и пр., та как важная составляющая любого исследования – интерпретация полученных данных.
В общем виде процесс наблюдения осуществляется в следующем порядке:
- определить цель и задачи;
- выбрать объект, предмет и ситуацию;
- выбрать способ наблюдения;
- выбрать способы регистрации наблюдаемого;
- обработать и интерпретировать полученную информацию.
Преимущество данного метода – непосредственная связь исследователя и объекта его изучения. Помимо этого, важно отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Еще одно преимущество – гибкость метода, а также относительная дешевизна.
Также у наблюдения есть и ряд недостатков. Например, вольное или невольное влияние наблюдателя на изучаемый процесс, что вызывает в наблюдаемом явлении не характерные для него черты. Оперативность ограничена локальностью и ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить все признаки изучаемого явления.
Эксперимент – это наблюдение, проводимое в специально созданных и контролируемых условиях, что дает возможность восстановления хода явления при повторении условий.
Выделяют шесть видов эксперимента:
- исследовательский;
- проверочный;
- воспроизводящий;
- изолирующий;
- количественный;
- физический, химический и пр.
В отличие от наблюдения, эксперимент – осуществляют на основании сформулированной теории или гипотезы, которые и определяют постановку задачи и интерпретацию результатов.
Преимущества эксперимента перед наблюдением:
- возможность изучить явление в чистом виде;
- варьирование условий протекания процесса;
- эксперимент можно многократно повторить.
Выделяют несколько разновидностей эксперимента:
- качественный, которым устанавливается наличие или отсутствие предлагаемой теорией явления;
- количественный – устанавливает численные параметры какого-то свойства предмета или процесса;
- мысленный эксперимент;
- социальный эксперимент, осуществляется, чтобы внедрить новые формы социальной организации и оптимизировать управление. Сферу социального эксперимента ограничивают моральные и правовые нормы.
Анализ – это процесс мысленного, а зачастую и реального расчленения предмета, явления на части.
Синтез – это соединение выделенных в процессе анализа сторон предмета в единое целое.
Существенную роль в процессе обобщения результатов наблюдения и экспериментов отводят процессам индукции, особому типу обобщения данных опыта.
Индукция предполагает продвижение мысли от частного к общему. Выделяют популярную и научную индукцию, а также полную и неполную. В противоположность индукции ставят дедукцию, которая движется от общего к частному.
Индукция связана со сравнением – установлением сходства и различия объектов и явлений. Индукцией, сравнением, анализом и синтезом подготавливается почва для выработки классификаций – объединении разных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы и типы, чтобы установить связи объектов и классов объектов.
Принято выделять два типа эксперимента – лабораторный и естественный. В естественном эксперименте лица, которые участвуют в естественном эксперименте, не знают, что они выступают испытуемыми, часто его проводят в обычной обстановке учебной или трудовой деятельности.
Лабораторный эксперимент проводят в специально оборудованных сигнальных и регистрирующих устройствами помещениях – лабораториях. Испытуемый может не знать о всем замысле исследования, но знает, в качестве кого он участвует в экспериментальном исследовании.
Измерение – это определение соотношения одной величины к другой однородной величине, принятой за эталонную единицу.
Описание – это фиксация средствами естественного или искусственного языка информации об объекте.