Василий Александрович Сухомлинский создал одну из самых знаменитых систем воспитания, основной которой стала его многолетняя работа с детьми. Особенность системы воспитания В.А. Сухомлинского – это гуманность, разносторонность и внутренняя смысловая ценность.
Методы воспитания в системе В. А. Сухомлинского
Методы воспитания в системе В.А. Сухомлинского основаны на таких аспектах как гуманность и результативность.
По мнению В.А. Сухомлинского, воспитание не должно быть основано на насилии или применении силы в отношении ребенка, так как такое воспитание не приводит к желаемому результату. Не бывает не послушных детей, даже к самому сложному ребенку можно найти подход без применения силы. В том случае, если педагог бессилен, то это говорит о его непрофессионализме и неверно организованном воспитательном процессе.
Неприемлемость применения наказания в работе с детьми обусловлена тем, что само наказание противоречит цели воспитания, так как нарушает гармонию и душевное благополучие ребенка.
В.А. Сухомлинский считал, что проступок ребенка, за которым последовало наказание, не будет им осмыслен и проанализирован, так как основные чувства и мысли ребенка будут сконцентрированы на наказании, которое принесло ему физические и душевные страдания. Кроме того, любое наказание порождает у ребенка страх, который накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Основным видом поощрения и наказания должна быть оценка. Понятие оценки различно для дошкольников и школьников. В школе – это отметки, у дошкольников – это использование разнообразных значков, которые дети получают за выполненное задание (например, высшая оценка – звездочка, далее флажок, кружок и т.д.). Однако оценка не должна нести в себе негатив и быть своеобразным мерилом способностей между детьми. Оценка – это отражение достижений ребенка. Сухомлинский был противником отрицательных оценок, как одного из видов наказания. По его мнению, отрицательные оценки значительно снижают стимул и желание ребенка учиться.
Альтернативой наказания, по мнению В.А. Сухомлинского, должны быть методы воспитания и обучения, основанные на эмоциях. То есть процесс воспитания должен быть эмоционально окрашенным, тем самым он становится интересным и привлекательным для ребенка.
Вторым важным аспектом методики воспитания является его результативность.
Для того, чтобы процесс воспитания был результативным, он в первую очередь должен быть интересным и увлекательным для ребенка.
Основной потребностью ребенка является удовлетворение его познавательной активности. Именно ее педагог должен стимулировать и поддерживать на должном уровне. Педагог должен так излагать учебный материал, чтобы «зажечь» детский интерес к его познанию, чтобы у ребенка заработало мышление и возникло желание задавать дополнительные и уточняющие вопросы, искать вместе пути решения задач и проблем.
Помимо познавательного интереса необходимо обратить внимание на поддержание и развитие познавательных потребностей ребенка. Познавательные потребности ребенка зависят от возраста ребенка, его гендерных особенностей, умственного развития и т.д. Результативность воспитательного процесса во многом зависит от учета данных особенностей. Воспитание достигает своей цели в том случае, если педагогом поощряются конструктивные потребности и накладывается определенный запрет на деструктивные желания.
Таким образом, методы воспитания в концепции В.А. Сухомлинского отличаются высокой гуманностью и результативностью. Отсутствие наказаний, вознаграждение и развитие положительных качеств ребенка, мудрое наложение запрета на удовлетворение деструктивных потребностей – все это способствует эффективному и безболезненному формированию активной, позитивной и зрелой личности.
Средства воспитания в концепции В. А. Сухомлинского
Система воспитания, разработанная и предложенная В.А. Сухомлинским, реализуется за счет ряда средств, объединенных между собой по направленности и смыслу:
- Основное средство воспитания – слово. Именно словом, педагог может воздействовать на ребенка. Исходя из этого, главным профессиональным умением воспитателя должно быть умение говорить.
- Авторитет педагога. Большое значение для воспитания имеет личность педагога, его авторитет перед детьми. Дети должны любить и уважать своего воспитателя. Для этого педагог должен быть в первую очередь открытым для детей, искренним в процессе общения с ними. Если же педагог работает с подростками, то он еще и должен показать им свою силу воли, так как подростки не переносят безвольных и пустых людей.
- Понимание индивидуальности ребенка. Для того, чтобы воспитатель мог оказывать необходимо воспитательное влияние на ребенка он должен знать и понимать его индивидуальность. Индивидуальный подход к каждому ребенку – это основной аспект гуманизации воспитания. Именно гуманность и справедливость, по отношению к ребенку, необходимы для понимания его внутреннего мира.
- Доверие воспитателя к ребенку. По мнению В.А. Сухомлинского, доверие к ребенку является одним из главных средств реализации методов воспитания. Оптимальную атмосферу воспитательного процесса создает взаимное доверие между воспитателем и ребенком. Доверие сделает процесс общения эмоционально насыщенным, глубоким и плодотворным как для воспитателя, так и для ребенка.
Основные явления, которые оказывают на процесс воспитания наибольшее благоприятное влияние, В.А. Сухомлинский выделял:
- Здоровье. Только здоровый и жизнерадостный ребенок способен воспринимать воспитательный процесс и принимать в нем активное участие.
- Красота. Именно красота является источником нравственности и душевного обогащения ребенка. Ребенок, который умеет видеть и чувствовать красоту, будет стремиться к душевной красоте в самом себе.
- Труд. Большое внимание уделял воспитанию трудом и развитию такого качества как трудолюбие. Воспитание трудом должно осуществляться систематически, только в этом случае можно воспитать трудолюбивого человека, который уважает и ценит не только свой труд, но и труд других людей.
Таким образом, система воспитания В. А. Сухомлинского содержит широкий спектр методов и средств, которые гармонично сочетаются между собой. Все эти методы и средства воспитания объединены гуманным отношением к каждому ребенку, которое при внимательном рассмотрении оказывается единственно возможным для эффективного воспитания адекватной и гармоничной личности.