Игровая задача, как значимый элемент структурного строения игр
Любая игра основывается на постановке игровой задачи, которая определяет ее обучающий характер и степень, оказываемого воспитательного воздействия на ребенка. Каждая игра может быть основана на одной или нескольких задачах, каждая из которых служит для подтверждения обучающего характера игры и выделяет познание, обучающее воздействие в качестве основы структурного строения игры.
Игровая задача ставится воспитателем с учетом программы воспитания, воспитательных стандартов, его квалификации и степени обучающего воздействия на ребенка. Постановка игровой задачи необходима для обеспечения взаимосвязи между процессом обучения и игры.
Поставленная в игре задача определяет последовательность действий, которые требуется выполнить, чтобы достичь определенного результата. Игровую задачу выполняют дети. Она становится основой их игровой активности, поскольку помогает пробудить желание и стремление ее разрешить, возбуждает интерес и увлекает ребенка.
Игровые задачи и их познавательная ориентация, часто, определяются названием самой игры. Реализация задач происходит в течение всей игровой деятельности, поскольку игровые действия выполняются на протяжении всего игрового этапа. Решение игровой задачи осуществляется на финальном этапе игры.
Такое построение игры позволяет выполнять ей обучающую функцию, сохраняя свое развлекательное, досуговое значение.
Рисунок 1. Задачи игровой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Тема и сюжетная линия игры
Поскольку игровая деятельность нацелена на обучение детей и развитие их познавательной активности, то каждое игровое действие базируется на определенной теме. Тема конкретизирует направленность игрового действия и определяет во что конкретно будут играть дети.
Тема игры выступает ее фундаментом, на котором держится вся игровая деятельность и, исходя из которой, определяется содержание игры. Тема игры – это ее замысел, который произносится в речи и отражается в ее действиях.
По тематическому признаку игры могут быть:
- Бытовой направленности – дети имитируют семейные отношения, отображают время пребывания в детском саду, в школе, в поликлинике, на прогулке;
- Трудовой направленности – дети имитируют трудовую деятельность в различных сферах: строят дома, лечат людей, готовят.
- Общественно-культурной направленности – дети отображают протекание праздников, семейных встреч, туристических походов, дальних поездок.
- Комплексной направленности – игры сочетает в себя действия, отражающие различные жизненные процессы и события.
На основе выбранной темы, формируется сюжетная линия игры. Она отражает ее содержание, конкретизирует развитие, определяет направленность, поэтапность и взаимосвязь игровых действий. Сюжет определяет каким образом будет происходить взаимодействие между ее участниками.
Именно сюжетная линия игры привлекает ребенка, заставляет его принять участие в игре и развивает его стремление к активному участию в игровых действиях. Одна и та же игровая тема может быть представлена в разнообразных сюжетных линиях.
Игры различаются по свои сюжетам. Они могут быть:
- Индустриальные;
- Сельскохозяйственные;
- Бытовые;
- Ремесленные;
- Строительные;
- Политическими;
- Экономическими;
- Военными; Смешанными.
Выбор сюжета во многом зависит от возрастной специфики развития ребенка и поставленной игровой задачи.
Игровая роль – центр игрового устройства
Именно роль определяет функции, действия, которые выполняет ребенок в процессе прохождения игрового процесса. В зависимости от игровой роли, происходит выбор действий и правил их осуществления.
Роль, которую выполняет ребенок в процессе игры имеет важное функциональное значение. Без нее невозможно представить игровой процесс в принципе. Практически все игры характеризуется, как ролевые или сюжетно-ролевые.
Игровые роли отражают поведения детей и взрослых, животных. Они являются моделями конкретного поведения, действий и поступков, отношений, которые складываются в определенных сферах общественной жизнедеятельности. В процессе игры, дети принимают на себя определенные роли и, не просто играют их, а принимают ее на себя, живут в ней, веря в то, что это происходит на самом деле. Это позволяет более эффективно познать окружающий мир, его процессы и явления, усвоить правила поведения в различных ситуациях.
Игровые роли делают игры более организованными и содержательными, определяют их последующее развитие.
Игровые действия, как способ реализации игровых ролей
Практическая реализация игровой роли происходит посредством выполнения специальных игровых действий. Такие действия отражают сюжетную линию игры.
Чтобы игра вызывала интерес у ребенка и способствовала развитию его познавательной активности, игровые действия должны носить разнообразный и содержательный характер.
Игровым действиям дети обучаются, но не прямым способом, а посредством демонстрации этих действий при раскрытии конкретной игровой роли.
Игровые действия могут быть простыми, а могут быть достаточно сложными и трудоемкими. Все зависит от поставленной игровой задачи и сюжетной линии игры. Они могут носить физический и умственный характер.
Игровые действия имеют разную направленность и различны по отношению к участникам игрового процесса, в зависимости от конкретного типа игры.
Организация игровых действий не всегда носит последовательный характер. Они могут применяться в хаотичном порядке, сочетаться в разных комбинациях, иметь разный объем и длительность протекания.
Правила игры
Правила игры определяют нравственный характер взаимодействия в игровом процессе, следование определенным нормам и правилам игры.
В зависимости от задач воспитания, игровой задачи, сюжетной линии и игровых действий правила игры могут быть различными. При этом, правила игры могут быть, как заданными т.е. строго определять игровой процесс, регулировать поведение детей в игре и контролировать их деятельность, так и свободными - определяемыми в зависимости от этапа игрового процесса и итогов прохождения предыдущих игровых стадий.
Правила игры выполняют:
- Познавательную функцию;
- Организационную функцию;
- Контрольную функцию;
- Дисциплинирующую функцию.
Правила игры ориентируются на воспитание положительных игровых взаимоотношений и переноса их в реальную жизнедеятельность.