Авторитет педагога – это сложнейшее явление, представляющее собой качественный показатель отношения учеников к педагогу.
Один из важнейших навыков педагога – умение сформировать свой авторитет в здоровой ресурсной форме. Переоценить значение авторитета невозможно: по своей сути, он представляет собой одно из средств воспитательного воздействия, которое дает возможность установления атмосферы доброжелательности, сотрудничества педагога с учениками, а следовательно, и более эффективного обучения.
Авторитет педагога и его виды
Авторитет – это общественное признание человека, которое включает в себя поддержку его идей, проявление к нему уважения, доверия, веры в его высокие нравственно-волевые качества и интеллект.
В разных источниках даны разные классификации педагогического авторитета. Отдельно следует упомянуть классификацию, предложенную Макаренко А.С. - в своих работах он подразделял авторитет педагога на истинный и ложный.
Истинный авторитет учителя выражается доверительным и конструктивным отношением учеников к учителю: такого рода взаимосвязь предоставляет возможность достижения успеха в совместной деятельности, направленной на улучшение жизни.
Ложный авторитет характеризуется стремлением учителя добиться абсолютного подчинения учеников через обесценивание, исключение творческой составляющей обучающего процесса, ломки воли учащихся и пр.
Выделяют следующие виды ложного авторитета:
- авторитет подавления - проявляется демонстрацией со стороны педагога своего превосходства в правах. Инструменты воздействия в этом случае – наказания, высмеивание за ошибки, окрик, обесценивание успехов ученика, что вызывает в учащихся безотчетный страх;
- авторитет расстояния – учитель специально подчеркивает свое дистанцирование от учащихся, этому виду свойственны: только сухое официальное общение, абсолютная недоступность педагога вне уроков, создание учеником искусственных привилегий для самого себя;
- авторитет педантизма – педагог выстраивает целый комплекс условностей, правил и норм, которые по своей сути мелочны и совершенно бесполезны. Он часто придирается к ученикам по несущественным поводам, переносит фокус с главного на второстепенное. Итог такого воздействия – ученик теряет уверенность в собственных силах, теряет побудительную мотивацию к улучшению навыков и знаний, отмечается грубое нарушение дисциплины на уроках или атмосфера скованности и напряженности;
- авторитет резонерства – выражается постоянным поучением детей, то есть нотациями, не имеющими глубокой смысловой нагрузки, которые представляют собой главное средство воспитания. В данном случае ученики быстро привыкают к непрерывному словесному потоку, восприимчивость к сказанному становится крайне низкой, ярко выражена реакция раздражения или высмеивания;
- авторитет мнимой доброты – учитель попустительствует детям, рассчитывая на получение в ответ их послушания, внимания и привязанности. Однако реальный результат такого типа авторитета – игнорирование указаний, потеря ориентиров и границ со стороны учеников.
Авторитарность в педагогике является проявлением авторитарного стиля общения с детьми, в котором используются запреты, негативные оценки, жесткие ограничения и наказания, а также ярко выражены негативные установки и избирательность относительно учащихся.
Авторитарность педагога проявляется в качестве результата недоразвития психологической культуры и стремления ускорить развитие детей без учета индивидуальных особенностей каждого из них.
Часто авторитарные приемы используют из благих намерений: многие педагоги уверены, что ломая ребенка в школьный период, могут быть достигнуты максимальные учебные цели. Иногда эта стратегия срабатывает, но вред, который наносится авторитарными приемами воздействия, несоизмеримо больше. Авторитарность лишает детей чувства безопасности и уверенности в своих силах, держит детей в состоянии напряженности и тревожности.
Часто педагоги недооценивают пользу таких качеств детей как инициативность, самостоятельность и возможность выбора, а лени, безответственности и отсутствию дисциплины предают преувеличенное значение и делают на них излишние акценты.
Еще одно отрицательное воздействие авторитарного стиля учителя – ухудшение межличностных отношений внутри детского коллектива в связи с субъективностью педагога, возникновение в группе конфликтов, недоброжелательности и зависти.
Условия формирования истинного авторитета учителя
Формирование авторитета учителя – длительный по протяженности процесс, успешность которого определяется следующими действиями будущего специалиста:
- правильно выбрать педагогическую специальности. То есть, требования, которые предъявляются к педагогической профессии, должны соответствовать личным качествами и возможностям человека;
- получить соответствующее образование в специализированном учреждении;
- наработать высокий уровень педагогического мастерства во время обучения, заниматься самовоспитанием и самообразованием.
Иными словами, педагог в своей деятельности должен ориентироваться не на суровое отношение к детям, запугивание их и выстраивание отношений криком и наказаниями, а искать подход, строить работу с детьми как с партнерами, нарабатывая авторитет справедливым отношением к ним. На педагогический авторитет учителя оказывает воздействие предшествующая морально-этическая и психолого-педагогическая подготовка специалиста.