Стереотип – это упрощенное, общепринятое представление о процессе, реальности, конкретной группе людей или отдельном человеке.
Довольно часто стереотипы образованы на основании негативной природы предрассудков и дискриминации. Однако они не всегда ложные, могут нести в себе и определенное зерно истины. Стереотип может с течением времени изменяться, но их носителям порой очень сложно избавиться от усвоенных представлений.
История становления стереотипов восприятия в педагогике
Термин «стереотип» впервые был введен У. Липпманом в 1922 году. В изначальной трактовке данный термин носил негативный оттенок, который был связан с ложными или неточными представлениями.
Стереотип восприятия появляется непосредственно в процессе взаимодействия людей друг с другом, когда происходит познание того, с кем общается и взаимодействуешь. Влияние на формирование стереотипа оказывает предыдущий опыт человека, на основании которого он делает определенные выводы, в условиях ограниченной информации.
Довольно часто стереотип возникает на основании групповой принадлежности человека, например, на основании того, что человек относится к педагогической профессии, формируется определенный стереотип того, что он хорошо владеет речью, обладает широкими знаниями, выдержкой и т.д. Не всегда такое представление оправдывается при более близком знакомстве. Приобретение стереотипа восприятия – это не всегда плод личного жизненного опыта. Очень часто человека усваивает стереотипы от окружающих, например, первые стереотипы человек усваивает от родителей и педагога, получает их из СМИ.
Сам по себе стереотип восприятия не является отрицательным или положительным явлением. Его необходимо уметь адекватно воспринимать и использовать.
Понятие стереотипизации
Стереотипизация – это процесс, направленный на познание людьми друг друга.
Данный процесс имеет два различных следствия, к которым он приводит человека:
- Упрощение процесса познания другого человека. То есть стереотип не обязательно содержит определенную оценочную нагрузку в восприятии человека, его эмоциональном принятии или непринятии. Процесс познания и восприятия сокращается за счет того, что человек имеет определенное стереотипное отношение к новому человеку. Однако использует его лишь частично, предпочитая самостоятельно получать и накапливать определенный опыт о личности человека. В этом случае стереотипизация способствует тому, что на основании определенных стереотипов, человек имеет возможность быстро, просто и надежно упростить собственное окружение, сформировать верное представление о людях, с которыми ему приходится взаимодействовать.
- Возникновений определенных предубеждений. В том случае, если у человека имеется конкретный негативный опыт, на основании которого у него сформирован стереотип, то и в дальнейшем он будет использовать его шаблонно на других людей в процессе их восприятия. Возникновение негативных предубеждений доказано большим количеством экспериментальных исследований, которые были проведены как в лабораторных, так и реальных практических условиях.
В настоящее время наибольшее распространение имеют этнические стереотипы. Каждый человек имеет определенные стереотипы о людях других национальностей, в соответствии с их внешним видом или особенностями характера. Например:
- англичане – слишком чопорны,
- французы – легкомысленны,
- итальянцы – вспыльчивы и эксцентричны.
Таким образом, процесс стереотипизации является одним из важнейших механизмов межличностного восприятия и познания.
Процесс формирования стереотипов и их виды
В педагогике выделяют три эффекта процесса формирования стереотипа восприятия:
- Эффект ореола («гало-эффект») – это процесс формирования определенной специфической установки на конкретного человека, через направленное присвоение ему каких-либо качеств. В данном случае информация, которая получается непосредственно в процессе восприятия, накладывается на тот образ, который был сложен ранее на основании установленного стереотипа. В некоторых случаях этот образ мешает сформировать действительно верное представление, «увидеть» истинные черты и проявления объекта восприятия.
- Эффект новизны и первичности – находится в тесной связи с эффектом ореола, так как восприятие человека и представление о нем как об определенной личности складывается на основании имеющейся информации, полученной от других людей. В том случае, если информация, полученная об объекте восприятия, была противоречивой или неверной, то она заменяется на более достоверную, оказывающую большее влияния на первое впечатление о человеке.
- Эффект стереотипизации – это эффект познания людьми друг друга, на основании установленных стереотипов восприятия. Довольно часто в процессе восприятия принимается только та информация, которая соответствует установленным стереотипам.
В настоящее время в педагогике выделяют следующие виды стереотипов восприятия:
- Антропологические стереотипы – оценка внутренних качеств объекта восприятия, на основании его внешнего вида.
- Этнонациональные стереотипы – оценка объекта восприятия на основании его отношения к той или иной национальности, этнической группе и т.д.
- Социально-статусные стереотипы – оценка объекта восприятия на основании его социального положения и статуса в обществе.
- Социально-ролевые стереотипы – оценка объекта восприятия на основании выполняемых им социальных ролей и функций.
- Экспрессивно-эстетические стереотипы – оценка объекта восприятия на основании его внешней привлекательности или непривлекательности.
- Вербально-поведенческие стереотипы – оценка объекта восприятия на основании особенностей внешних проявлений, таких как речь, мимика, жесты, пантомимика и т.д.