Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Становление высшего образования в России - первые университеты

Этапы становления высшего образования в РФ

Определение 1

Высшее образование – это уровень образовательной системы, следующий за средним общим и профессиональным и, предполагающий получение навыков профессиональной деятельности и квалификации определенной направленности для реализации дальнейшей высококвалифицированной трудовой деятельности.

Итогом функционирования ступени высшего образования становится подготовка высококвалифицированных специалистов по различным направлениям общественно значимой и полезной деятельности, отвечающей потребностям общества и государства, личным возможностям и способностям.

Развитие образования всегда рассматривается, как динамический процесс. Он предполагает культурное становление и развитие общество. Образование развивается вместе с обществом. Оно неотделимо от его социально-экономического развития, политических тенденций и требований, предъявляемых к образовательной системе.

Высшее образование прошло длительный путь исторического развития. Оно зарождалось, развивалось и совершенствовалось на протяжении нескольких веков. Каждый из периодов развития высшего образования характеризуется особенностями функционирования учебных заведений.

Можно выделить три основных периода становления высшего образования в России.

Первый период. Монархический этап. В это время происходит зарождение первых высших учебных заведений. В 1687 году в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. Это заведение носило светский характер и предполагало обучение в нем представителей всех сословий. При этом, в ней происходило обучение Закону Божьему и подготовка кадров к церковной службе. Далее, система высшего образования начала активно развиваться в период правления Петра I. Это обусловлено его реформаторской политикой и преобразованиями всех сфер жизни общества. Первый классический университет был открыт в 1724 году. В это же время была создана Академия наук. Эти заведения были открыты в Санкт-Петербурге. Однако, эти высшие учебные заведения не оправдали своего назначения, поэтому они были заложены, как фундамент открытия Московского университета в 1755 году под руководством М.В. Ломоносова. В XVIII веке произошло развитие фабричного производства, которое привело к зарождению высшего технического образования. На протяжении двух столетий происходило расширение сети университетов и повышение их роли в социальной сфере. Большое количество вузов было открыто в XIX веке. К концу существования монархия в России насчитывалось более ста высших учебных заведений, расположенных в разных городах страны.

«Становление высшего образования в России - первые университеты» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Второй период. Советская система высшего образования. На этом этапе происходит коренная перестройка образовательной системы в целом и высшего образования в частности. Процесс национализации промышленности требовал подготовки кадров и повышения грамотности народа. Поэтому образование на всех уровнях приобрело обязательный, доступный и бесплатный характер. Представители рабочего класса принимались в вузы без вступительных экзаменов. Им выплачивались стипендии за обучение. Кроме того, были созданы специальные курсы для подготовки учащихся к обучению в вузах. Количество вузов активно росло. Открывались технические факультеты и производственные специальности. Первоначально обучение в институтах и университетах длилось три года, а в послевоенный период стало пятилетним. Одним из приоритетных направлений советского обучения в вузах стало овладение марксистско-ленинской теорией. Вузы готовили будущих коммунистов и строителей социалистического общества.

Третий период. Современный этап развития высшего образования. Он начинается с момента распада СССР. Происходит реформирование образовательной сферы и переориентация образовательной системы. Обучение стало носить личностно-ориентированную направленность и индивидуальный характер. Количество вузов стало активно расти, появились новые специальности, отвечающие потребностям информационного общества.

Замечание 1

С 1992 года высшее образование России стало функционировать на основании определенных стандартов, которые устанавливаются на федеральном уровне.

Становление высшего образования в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Становление высшего образования в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Российские университеты времен Петра I

Период правления Петра I можно охарактеризовать, как эпоху Просвещения. Образование в те времена активно развивалось. Было открыто большое количество технических специальных учебных заведений. Одним из таких заведений была Навигацкая школа в Москве. Она занималась профессиональной подготовкой инженеров, мореходов, топографов, бомбардиров.

В 1707 году в Москве было открыто медицинское училище, а в 1712 году –Инженерная школа.

Учащиеся Морской Академии в 1715 году были переведены в новое учебное заведение – Морскую академию. В ней происходило обучение представителей дворянства. В академии происходило обучение навигации, артиллерии, мушкетному делу, кораблестроению. Для преподавания в академии приглашались педагоги из Европы.

Самым значимым достижением в развитии высшего образования России времен Петра Великого стало открытие Академии наук в 1724 году. Она представляла собой не только научно-исследовательское сообщество, но была и гимназией, и университетом одновременно.

Обучение в Академии наук проводилось на трех отделениях:

  1. Математическое.
  2. Гуманитарное.
  3. Физическое.

Для обучения детей дворян в Академию были приглашены лучшие профессора-педагоги России и стран Европы. В Академии существовала библиотека и музей – современная Кунсткамера.

Однако, деятельность Академии наук не дала никаких положительных результатов. Подготовка профессиональных специалистов была некачественной. Поэтому, было принято решение о разработке нового проекта университета, которым занялся М.В. Ломоносов. В 1755 году был открыт Московский университет. Обучение в нем велось по новой методике преподавания, которая была, впоследствии, изложена в методическом пособии «Способ учения».

Опыт преподавания педагогов Московского университета использовался в организации учебного процесса большинства российских вузов на протяжении следующего столетия.

Дата последнего обновления статьи: 06.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot