Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вклад М. В. Ломоносова в развитие отечественного образования

Биографические сведения М. В. Ломоносова

Замечание 1

Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский академик. Он оказал огромное воздействие на развитие отечественной культуры и науки. Он привнес что-то новое практически во все области человеческого знания: литературу, поэзию, языкознание, историю, географию, геологию, металлургию, физику, химию, педагогику и пр.

Главным предметом научных работ Ломоносова на протяжении первых 10 лет были естественные науки, особенно химия, физика и металлургия. С 1753 года и до конца жизни Ломоносов работал в самых разных областях естественных и прикладных наук, занимаясь вместе с этим литературным творчеством. Он опубликовал несколько од и трагедий, а также фундаментальных философских трудов.

В 1763 году Ломоносов стал членом Академии художеств. Он инициировал различные научные, технические и культурные начинания. Ломоносов видел общественный прогресс в первую очередь в развитии наук и просвещении, поэтому отдавал много сил борьбе за расширение Академии Наук и улучшение ее работы, как учебно-научного учреждения.

По инициативе Ломоносова и по его проекту при содействии И.И. Шувалова в 1755 году открыли Московский университет. Преподавать в нем начали на основании трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике и пр. Предложения Ломоносова помогли организовать учебное дело в Академии Наук: в университете учредили факультеты, назначали профессоров, начали систематически читать лекции, в гимназиях ввели должность инспектора, назначали преподавателей из числа адъютантов Академии Наук.

Основа обучения для Ломоносова – родной язык. В гимназии им были учреждены особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники красноречия были составлены на латыни или церковнославянском языке.

«Вклад М. В. Ломоносова в развитие отечественного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Литературное и естественнонаучное творчество Ломоносова

Большая роль в становлении грамматических норм отведена собственному литературному и естественнонаучному творчеству Ломоносова. Он смог добиться перевода на русский язык ряда учебных пособий.

Просветительская деятельность Ломоносова не была ограничена только рамками Академии Наук. Он разработал проект создания в Санкт-Петербурге отдельного университета, который не входил в состав Академии Наук, также выдвинул идею от открытии университета в Киеве, принимал участие в создании Академии Художеств в Петербурге, объяснил необходимость учредить гимназии в губернских городах. При этом главная роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I была отведена Ломоносовым Академии Наук. Важнейшее направление ее деятельности он видел в создании условий для воспитания отечественных ученых.

Ломоносов считал, что наука – главный фактор общественного развития, он стремился использовать ее на благо экономического и культурного процветания родины. Ломоносов обратился к воспитательным проблемам и вопросам подготовки молодой научной смены, заботясь о могуществе Российского государства. К отличительным принципам его учения о воспитании и образовании молодежи относят принцип народности, демократизма, гуманизма. В своих трудах ученый отразил прогрессивные идеи, касающиеся организации школьного дела в государстве, задач, форм и методов воспитания и образования, а также роли личности учителя.

Ломоносов видел успешность педагогической деятельности в единстве образования и воспитания с обязательным учетом наследственности и индивидуальных особенности личности ребенка, условий обучения.

Ломоносов подчеркивал необходимость преемственности общего, среднего и высшего образования. Большое внимание он уделял основам педагогики высшей школы. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова:

  1. народное просвещение – разработка учебных пособий на русском языке;
  2. методическая работа – разработка нового устава;
  3. разработка программы организации просвещения в России, создание Московского университета и гимназии;
  4. завершение работы над программой развития средней и высшей ступеней образования в России.

Основание Московского университета

Огромная заслуга ученого – основание Московского университета. В нем работало три факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение в университете велось в основном на русском языке. Заслуга Ломоносова в том, что университет не был привилегированным учебным заведением, состав первых студентов полностью состоял из разночинцев.

Замечание 2

Университет был автономным учреждением, освобожденным от политического надзора и сборов, и имел собственный суд.

Ломоносов ставил перед университетом несколько целей, которые объединялись идеей служения Отечеству:

  • развивать науку, особенно философию, историю, русскую грамматику, право и медицину;
  • популяризовать передовые задачи – подготавливать образованное молодое поколение посредством университета и гимназии, контролировать и руководить учебно-воспитательным процессом в образовательных учреждениях.

Ломоносов всегда был уверен, сто процветанию России может помочь только распространение наук и просвещения.

Привлекая общественное внимание к проблемам педагогики, выступая в защиту русского народа, Ломоносов смог объединить вокруг себя прогрессивных ученых, своих учеников. Уже в то время началось формирование отличительных черт русского общественного педагогического движения: базирование на народной педагогике; борьба с угнетением человеческой личности, стремление добиться всенародного просвещения. Ярче всего они проявлялись в педагогических взглядах революционеров-демократов.

Вся педагогическая деятельность Ломоносова, а это более двадцати лет, состоит из постоянной работы по организации учебного дела в государстве, внедрения классно-урочной системы обучения, разработки учебных планов, программ по всем предметам, фундаментальных методических учебных пособий. Ломоносовым была разработана оригинальная педагогическая теория, отличающаяся заботой о новом человеке, опирающаяся на национальные традиции.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot