Становление педагогики
Педагогика возникла из потребностей общества в подготовке к жизни подрастающего поколения. Воспитание детей в первобытном обществе осуществлялось в семьях или поручалось наиболее опытным членам общины. Детей знакомили с хозяйственной и трудовой практикой, с преданиями, правилами религиозного культа, обычаями, традициями, житейскими нормами.
Во времена рабовладельческого строя возникли первые образовательные учреждения, появилась В Древней Греции стали употреблять термин «педагог» (раб, водивший детей в школу). Обучающих называли дидаскалами. Все педагогические знания входили в сферу философии.
Создание европейской системы образования связано с утверждением христианства и экспансией. Этому благоприятствовала необходимость обучения монахов, лиц, которые были бы способны проводить на латинском языке литургии и участвовать в политической жизни. На протяжении нескольких столетий образование было привилегией монахов.
Программы школ средневековья были догматичные и жесткие (постановления Аквизгранского синода, 789 год). Светские науки использовали достижения школ Средних веков, в основе которых лежала концепция artes liberales, пришедшая из Древнего Рима. В школах изучали риторику, грамматику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию, музыку. Все занятия проводились на латинском языке, в обучении доминировала схоластика.
В начале средневековья в соборных и приходских школах важную роль играла грамматика. Только отдельные монашеские школы в программах обучения вышли за пределы ограниченного понимания риторики. Обогащение программ обучения наблюдалось в XIV-XV веках. Оно охватило знания с элементами математики, философии, грамматики, логики, музыки.
Выделение педагогики в самостоятельную науку
В период перехода к эпохе Возрождения появились идеи освобождения личности от религиозного аскетизма и феодального угнетения, началась критика школы, полностью оторванной от жизни и практической деятельности.
Конец XVII века ознаменовался появлением первых массовых школ. Педагогика начала выделяться в отдельную науку, появились первые научно-педагогические труды.
Огромный вклад в развитие педагогики как науки внес Я.А. Коменский, который определил систему школ, содержание обучения в них, разработал главные вопросы дидактики (теории обучения), изложил взгляды на семейное воспитание.
Большой след в теории западной педагогики оставили:
- Джон Локк «Мысли о воспитании» - взгляды на воспитание джентльмена, уверенного в себе человека, гармонично сочетающего деловые качества и образованность, твердость нравственных идеалов и изящество манер.
- Жан Жак Руссо «Эмиль, или о воспитании» - предложил базовые понятия теории свободного воспитания, в соответствии с которыми воспитание должно осуществляться согласно желаниям и природным склонностям детей. Выступал против физического наказания.
- Иоганн Гербарт – выдвинул идею воспитывающего обучения, предложил систему развивающих упражнений, выступал за непререкаемый авторитет педагога, жесткий контроль за поведением, различные физические наказания.
- Адольф Дистервег – выступал за активизацию умственной деятельности воспитанников, усиление роли самостоятельной работы; большую роль отводил подготовке высокоморальных и грамотных учителей.
- Джон Дьюи – основатель прагматической педагогики, учитывающей опыт и интересы обучающихся. Считал, что все нужные знания дети должны приобретать в процессе игровой деятельности, наблюдения, эксперимента, трудовой деятельности.
Большой вклад в развитие педагогики внесли россияне К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, В.И. Водовозов, А.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт и многие другие.
Развитие научной педагогики
Глубокие изменения в системе образования, формирование зачатков современной педагогики наблюдается в эпоху Возрождения. Значительную роль при этом сыграло распространение критицизма и приобщение к печати. Естественные науки получили самостоятельность и далее стали развиваться отдельно друг от друга.
В XVI веке гуманитарные концепции в системе образования концентрировались на изучении античного мира.
Религиозная формация на формирование школьных программ оказывала незначительное влияние. Большее воздействие оказывали различные меценаты, учредители и общественное мнение. От них зависело материальное благополучие школы, кадровая ситуация, объем, темп и уровень осуществляемых реформ.
Со второй половины XVII века большое значение стали придавать необходимости улучшить методы обучения. Ян Амос Коменский, основатель наглядного обучения, выступал ярким критиком школы повиновения и насилия, схоластической теории, школы пустословия. Свое отражение в основах педагогики нашли возможности познания механизмов и закономерностей в природе. В педагогике Коменского отслеживается идеал «пансофийского» образования, позволяющего дать полную картину человеческого сознания.
В конце XVII века влияние идей Коменского несколько снизилось. Появились новые программы обучения, основанные на рационалистических течениях эпохи Просвещения. В науке стали преобладать тенденции выяснения причин явлений. Значительно возросла заинтересованность в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Некоторые педагоги, благодаря быстрому росту знаний, начали дополнять энциклопедическую цель образования (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк). Цель образования они видели в развитии и побуждении мыслительных процессов. Это привело к развитию теории функционального, или формального обучения, в соответствии с которым формирование познавательных способностей и функций находится выше, чем преподнесение новых знаний.
И. Г. Песталоцци разработал практическое применение идей Просвещения. Его идеи основывались на концепции, в соответствии с которой цель воспитательного процесса – переход от природного, естественного состояния человека к определенному общественному положению.
И.Г. Песталоцци считал, что обучение надо основывать на следующих аспектах:
- естественное развитие способностей и сил ребенка;
- упорядочивание представлений, уже имеющихся у ребенка;
- способствование усвоению понятий наиболее простыми способами;
- восприятие информации и качествах предмета, концентрируясь на измерении, вычислении и определении.
В XIX веке в педагогике преобладали идеи традиционной школы Ф. Гербарта, который вывел педагогику из философии, создав первую кафедру педагогики в университете Кенигсберга.
В XX веке интенсивно проводятся прогрессивные школьные реформы.
Новые педагогические тенденции:
- культурная педагогика;
- бихевиоризм;
- психоаналитическая педагогика;
- экспериментальная педагогика;
- гуманистическая психология;
- психология познания и др.
Все педагогические тенденции пытались связать процессы обучения и воспитания с позиции их оптимального влияния на развитие личности учащегося.