Концептуальные основы дошкольного образования
Концепция дошкольного воспитания – это документ, регламентирующий деятельность учреждений дошкольного образования и, утверждающий основы и принципы работы, ориентированные на полноценное личностное развитие каждого ребенка.
Данная концепция была принята в 1989 году. Она вводила новые основы деятельности системы дошкольного образования, придавала гуманистическую ориентацию образовательной работе, а также предполагала переход на личностно-ориентированную модель дошкольного образования.
Концепция основывалась на учете возрастных особенностей дошкольников разных групп при составлении образовательных программ, включающих вариативную доступную деятельности, направленную на развитие каждого ребенка.
Основными положениями данной Концепции являются следующие:
- Основа дошкольного воспитания – личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику. Образование реализуется на основании сотрудничества между педагогом и детьми. Ребенку предоставляются равные права и возможности в данном сотрудничестве.
- Ориентация на укрепление физического и психического здоровья каждого воспитанника, создание для этого необходимых условий в ДОУ и поиск эффективных средств.
- Включение в образовательную программу большого количества мероприятий по физическому развитию дошкольника и совершенствования его двигательных навыков.
- Акцентирование внимания на развитие личностной культуры дошкольника. Ребенок знакомится с устройством окружающего мира: природой и социумом, учиться взаимодействовать с ними.
- Развитие ценностных ориентиров деятельности и ценностного восприятия окружающего мира.
- В основе образования детей дошкольного возраста лежит развитие культуры познания, стремление к деятельности и чувственного восприятия окружающей действительности.
Основы ФГОС ДО
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) были приняты в 2013 году. Они внесли поправки в систему дошкольного образования и новые требования к проектированию образовательных программ данного уровня.
Данные стандарты приобретают особое значение, поскольку они изменяют взгляд на всю систему дошкольного образования и ее значимость. Отныне, дошкольное образование выступает не просто этапом обучения ребенка, способом его подготовки к школе, а выступают основой его полноценного развития, социального становления, интеллектуального и нравственного формирования личности.
Если проанализировать ФГОС ДО, то можно выявить следующие ведущие направления дошкольного образования:
- Личностный подход – основа развития дошкольника.
- Акцент на развитие гуманистической личности, наделенной нравственными ценностями.
- Акцент внимания на развитие жизненной компетенции дошкольника.
- Создание условий для нравственного, физического и психологического развития ребенка, формирование полноценной, во всех смыслах здоровой личности.
- Развитие ответственной личности, сознающий свою социальную роль.
- Полноценное прохождение всех стадий дошкольного развития, с использованием вариативных направлений деятельности.
- Учет этнокультурного и социального развития каждого ребенка, условий его проживания при проектировании индивидуального образовательного маршрута.
Стандарты устанавливают необходимость адаптации ребенка к каждому этапу его жизнедеятельности. Ребенка необходимо учить приспосабливаться к разным условиям и обстоятельствам. Первоначально, ребенок адаптируется к условиям ДОУ, затем, происходит адаптации ребенка к школе. ДОУ развивает ребенка во всех направлениях, чтобы помочь ему приспособиться к школьной среде.
Многие направления и принципы, предусмотренные ФГОС ДО были взяты из Концепции дошкольного воспитания.
Сравнение изменений содержания дошкольного образования при принятии ФГОС ДО
Принятие ФГОС ДО обусловило изменение основ деятельности ДОУ и функционирования системы дошкольного образования в целом. Дошкольное детство становится значимее. Данному периоду отдается весомая роль в развитии личности ребенка, что приводит к повышению требований к качеству дошкольного обучения и качеству подготовки педагогов ДОУ.
Если сравнивать содержание Концепции дошкольного воспитания и ФГОС ДО, то можно прийти к следующим выводам:
- Ценностными ориентирами образовательной деятельности, утвержденными Концепцией, выступают системы ценностей конкретного общества и страны, т.е. ориентация на конкретный этапа развития общества, тогда как, ценностными ориентирами образования, утвержденными ФГОС ДО выступают общечеловеческие ценности, идет ориентация на их выработку у каждого ребенка.
- Дошкольное образование, прописанное в Концепции, было нацелено на развитие у детей конкретных знаний и навыков. ФГОС утверждает нацеленность на формирование личности каждого дошкольника.
- Концепция предполагала такую организацию обучения, которое ведет за собой развитие. ФГОС говорит о том, что развитие является приоритетным направлением деятельности. Поэтому, оно должно быть правильно организовано. Обучение реализуется в зоне ближайшего развития дошкольника.
- Оба документа предполагали ориентацию на личностное развитие ребенка. Также, признают его субъектность в образовательном процессе.
- Мотивация дошкольников к деятельности основывается на авторитете педагога – в Концепции, и на интересах и потребностях дошкольника – в ФГОС ДО.
- Основным видом деятельности в системе дошкольного образования становится обучение ребенка. Так утверждается в Концепции. ФГОС ДО требует включения в образовательный процесс разных видов и направлений деятельности дошкольников.
- Взрослый выступает руководителем детских видов деятельности, согласно Концепции, и ФГОС ДО утверждает совместную деятельность педагога и дошкольников.