Периодизация развития сравнительной педагогики
Американские компаративисты Г. Ноа и М. Экстейн предложили следующую периодизацию развития сравнительной педагогики:
- 1-й этап. «Донаучный» этап, период «путевых заметок».
- 2-й этап. Пер. половина XIX – 80-е гг. XIX в.
- 3-й этап. Конец XIX – начало XX в.
- 4-й этап. Первая половина XX в.
- 5-й этап. Вторая половина XX – начало XXI в.
Большое влияние на развитие сравнительной педагогики оказала теория конвергенции. Сравнительное исследование опыта развития системы образования в странах с децентрализованной и централизованной системами образования показало, что в ближайшее время будет наблюдаться сближение образовательных систем.
Этапы развития сравнительной педагогики
Первый этап. «Донаучный» этап развития сравнительной педагогики характеризуется тем, что при возвращении из других стран путешественники в устной или письменной форме рассказывали о традициях, культуре и обычаях других народов, их системе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Второй этап. Развитие сравнительной педагогики в первой половине XIX – 80-х гг. XIX в. связано М.А. Жюльеном, который первым указал на необходимость сбора информации о различных системах образования в других странах. Жюльен ввел в термин «сравнительная педагогика», обосновал цели и задачи, предложил методы исследования. В Европе получает широкое распространение практика исследования различных образовательных систем. Многие педагоги и научные деятели изучали и описывали опыт образования в других странах (М. Арнольд, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский). На данном этапе формируется терминология предмета, делаются попытки обозначить круг проблем для исследования.
Третий этап. Период с конца XIX до начала XX в. характеризуется созданием международных организаций, основной функцией которых выступали сравнительно-педагогические исследования. Основным координирующим центром стало основанное в Женеве в 1925 году Международное бюро просвещения. Бюро создали по инициативе швейцарского педагога Э. Клапареда.
Международное бюро просвещения обеспечивало связь между различными ведомствами просвещения разных стран и научно-педагогическими учреждениями, а именно: организовывало зарубежные поездки деятелей просвещения и педагогов, международные педагогические конференции.
Большое место в деятельности Бюро занимала издательская деятельность. Начали издаваться специализированные издания:
- «Ежегодник просвещения» (Соединенные Штаты);
- «Международный ежегодник воспитания и образования» (Соединенные Штаты);
- «Международный педагогический журнал» (Германия).
Исследования носили главным образом описательный характер. В 1898 – 1899 учебном году в Америке в педагогическом колледже Колумбийского университета впервые начали читать курс лекций по сравнительной педагогике.
Четвертый этап. Первая половина XX века ознаменовалась интенсивной разработкой методологических основ сравнительной педагогики. Происходит осмысление ее целей и задач, предмета, проблемного поля.
Начиная с 1918 года выходят три классических труда по сравнительной педагогике:
- «Сравнительная педагогика» П. Сандифорда (1918 год, Америка);
- «Исследования в области сравнительной педагогики» Л. Кэндела (1933 год);
- «Сравнительная педагогика» Н. Хэнса (1949 год).
На долгие годы вперед эти труды определили предмет сравнительной педагогики, ее цели и задачи, методологическую базу, круг рассматриваемых проблем.
Пятый этап. Со второй половины XX – начала XXI века наблюдается процесс интеграции сравнительной педагогики и других наук – социологии, истории, философии, широкое использование методов данных наук в сравнительно-педагогических исследованиях. Повсеместно в мире создаются интернациональные и национальные исследовательские центры и организации, изучающие проблемы сравнительной педагогики: Общество сравнительной педагогики (Соединенные Штаты); Европейское общество сравнительной педагогики (Англия); Институт сравнительной педагогики (Австрия); Институт международных педагогических исследований (ФРГ).
Во многих университетах начали работу кафедры сравнительной педагогики, на педагогических потоках курс лекций по данной дисциплине является обязательным.
Развитие сравнительной педагогики в XX веке
Для сравнительной педагогики XX века характерны некоторые идеи и концепции. В основе многих исследований по компаративистике лежит концепция Кэндела и Хэнса, согласно которой исследуя образовательную систему другой страны можно лучше понять менталитет ее народа, его политических строй, экономические особенности, традиции и обычаи, общую модель развития.
На развитие сравнительной педагогики большое влияние оказали теории и концепции социальных наук (социологии, психологии, истории, философии и др.). Широкое признание получила идея, которая рассматривает развитие образования как вклад народа в политическое, экономическое, социальное будущее страны.
Большое внимание изучению зарубежного педагогического опыта уделялось в России в 1920-х годах. В это время в стране шел процесс формирования принципиально новой системы образования. Главной педагогической лаборатория выступала американская школа. Именно к ней и было обращено основное внимание. Американской педагогике и школе были посвящены работы Н. Ильина, Е. Янжула, Е. Гуро, Б. Комаровского, И. Свадковского, М. Бернштейна.
В 40-50 гг. сравнительно-педагогические исследования в России приняли форму критической политики по отношению к педагогическим идеям, принципам образования капиталистических стран.
В 1957 году в Институте теории и истории педагогики АПН СССР был создан сектор современной школы, который постепенно перешел от информационной работы к исследованиям, носящим аналитический характер и стал центром по изучению теории и практики современного образования за рубежом.
В 1966 году в Московском государственном педагогическом институте начала работу лаборатория сравнительной педагогики. Благодаря лаборатории вплоть до 1974 года выходил журнал «Народное образование и педагогика за рубежом». Лабораторией были выпущены многочисленные сборники статей, монографии по сравнительной педагогике, учебное пособие.
Конец XX века для России характеризуется отходом от идеологической заданности и конфронтационной риторики и переходом к объективному анализу тенденций развития образования, баланс неудач и успехов образовательных реформ за рубежом и в России.