Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Объекты и субъекты сравнительной педагогики

Понятие, задачи и функции сравнительной педагогики

В настоящее время сравнительная педагогика занимает одну из ведущих позиций среди развивающихся областей педагогического знания. Во всех странах мира признается эффективность и актуальность сравнительных педагогических исследований, их положительное влияние на развитие мирового сообщества и диалог мировых культур.

Определение 1

Сравнительная педагогика – это наука, занимающаяся сопоставлением особенностей отдельных и общих тенденций, законов и закономерностей развития образования в мировом, национальном, федеративном и региональном масштабах.

Сравнительная педагогика является наукой, содержание которой включает в себя анализ состояния и закономерности развития образования, специфику аспектов педагогического опыта, взаимоотношение и взаимообогащение национальных педагогических культур.

Как самостоятельная наука, сравнительная педагогика имеет определенные задачи и функции.

Задачи сравнительной педагогики:

  1. Осуществление системного описания новейших и малоизвестных фактов, показывающих реальные процессы развития системы образования в мире.
  2. Реализация анализа и систематизации данных о развитии мировых систем образования.
  3. Осуществление деятельности, направленной на выявление и последующий анализ тенденций и закономерностей развития образования в стране и в мире.
  4. Разработка и научное обоснование критериев оценки эффективности и качества системы образования в определенной стране.
  5. Определение приоритетных направлений национальной образовательной политики.
  6. Осуществление сопоставления недостатков и достижений систем образования зарубежных стран.

Основной методологический вопрос сравнительной педагогики заключается в определении меры и возможных форм целесообразного использования достижений современного мирового опыта педагогической деятельности в своей работе.

Основные функции сравнительной педагогики:

«Объекты и субъекты сравнительной педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Сопоставительный анализ состояния, тенденций и закономерностей развития воспитания и обучения в разных странах и регионах.
  2. Исследование соотношения всеобщих тенденций и региональной (национальной) специфики.
  3. Выявление различных аспектов международного педагогического опыта, способов и форм взаимообогащения национальных педагогических культур.
  4. Осуществление прогнозирования развития системы образования и педагогики как науки.
  5. Преодоление терминологического разночтения.

Представление об объекте сравнительной педагогики

Формулировка объекта сравнительной педагогики, подвергалась изменению, на протяжении всего развития науки. Изначально в качестве объекта принималась область исследования отдельных национальных систем образования. Позднее в качестве объекта выступают закономерности развития и совершенствования системы образования и педагогики как науки.

Замечание 1

Объект сравнительной педагогики, до начала 20-го века, включал в себя феномены системы образования.

С развитием сравнительной педагогики, происходит расширение объекта до сравнительно-педагогических исследований. Это связано с тем, что ученые педагоги пришли к тому, что понимание феномена национальных систем образования невозможно без изучения идейных основ педагогики.

Замечание 2

В настоящее время объектом сравнительной педагогики выступают все ступени школьной системы образования, практическая деятельность в сфере воспитания и обучения.

Необходимо так же отметить, что объектами сравнительной педагогики может оказаться как специфика отдельных систем образования, так и ряд нескольких национальных школьных систем. Это связано с тем, что объект одновременно национален и интернационален, так как каждый педагог рассматривает зарубежный опыт через призму собственного опыта и приоритетов отечественного образования.

Изначально в объекте сравнительной педагогики был заложен приоритет европейских ценностей, а конкретно Запада. Объясняется такое ориентирование тем, что еще со времен царской России, западной системе образования приписывались опыт и высокие показатели эффективности воспитания и обучения. Современные ученые педагоги частично опровергают данный миф, считая, что отечественная педагогика не менее эффективна, да и подходит она больше под менталитет народа.

Начиная с 70-х годов, приоритет европейских ценностей в объекте сравнительной педагогики подвергается критике, признание получает культурное разнообразие стран мира. Европейская образовательная система не является эталоном, она всего лишь один из типов систем.

Замечание 3

Таким образом, объект сравнительной педагогики является поликультурным, включающим в себя разнообразие всех национальных образовательных систем.

Понятие субъекта в сравнительной педагогике

Субъекты сравнительной педагогики отличаются разнообразием. Каждый субъект, включает в себя исторические, культурные, социальные и иные детерминанты.

Условно субъекты сравнительной педагогики делятся на:

  • Государствообразующие – это преобладающие типы национальностей в государстве, составляющие, по сути, его основу (в России – русские, в Америке – белые американцы и т.д.)
  • Коренные (автохтонные) группы – это группы национальностей, не обладающие государственно-территориальной автономией и проживающие на территории других государств, занимая ее определенную часть. То есть на конкретной территории проживает отдельная народность (например, народности Севера и Дальнего Востока – чукчи, ненцы и т.д.).
  • Коренные (автохтонные) группы – это группы, имеющие государственно-культурную автономию в рамках конкретного государства (в России – это хакасы, проживающие в республике Хакасия, тувинцы – республика Тыва и т.д.).
  • Национальные меньшинства, которые сформировались и оформились в группы в Новое и Новейшее время (афроамериканцы).

Все указанные субъекты, подлежат не только самопознанию, но и детальному изучению особенностей. Это необходимо для того, что формировать у подрастающего поколения уважительное отношение к другим национальностям, искоренению дискриминации и расизма, развития навыков межкультурного общения.

Дата последнего обновления статьи: 07.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot