Понятие, задачи и функции сравнительной педагогики
В настоящее время сравнительная педагогика занимает одну из ведущих позиций среди развивающихся областей педагогического знания. Во всех странах мира признается эффективность и актуальность сравнительных педагогических исследований, их положительное влияние на развитие мирового сообщества и диалог мировых культур.
Сравнительная педагогика – это наука, занимающаяся сопоставлением особенностей отдельных и общих тенденций, законов и закономерностей развития образования в мировом, национальном, федеративном и региональном масштабах.
Сравнительная педагогика является наукой, содержание которой включает в себя анализ состояния и закономерности развития образования, специфику аспектов педагогического опыта, взаимоотношение и взаимообогащение национальных педагогических культур.
Как самостоятельная наука, сравнительная педагогика имеет определенные задачи и функции.
Задачи сравнительной педагогики:
- Осуществление системного описания новейших и малоизвестных фактов, показывающих реальные процессы развития системы образования в мире.
- Реализация анализа и систематизации данных о развитии мировых систем образования.
- Осуществление деятельности, направленной на выявление и последующий анализ тенденций и закономерностей развития образования в стране и в мире.
- Разработка и научное обоснование критериев оценки эффективности и качества системы образования в определенной стране.
- Определение приоритетных направлений национальной образовательной политики.
- Осуществление сопоставления недостатков и достижений систем образования зарубежных стран.
Основной методологический вопрос сравнительной педагогики заключается в определении меры и возможных форм целесообразного использования достижений современного мирового опыта педагогической деятельности в своей работе.
Основные функции сравнительной педагогики:
- Сопоставительный анализ состояния, тенденций и закономерностей развития воспитания и обучения в разных странах и регионах.
- Исследование соотношения всеобщих тенденций и региональной (национальной) специфики.
- Выявление различных аспектов международного педагогического опыта, способов и форм взаимообогащения национальных педагогических культур.
- Осуществление прогнозирования развития системы образования и педагогики как науки.
- Преодоление терминологического разночтения.
Представление об объекте сравнительной педагогики
Формулировка объекта сравнительной педагогики, подвергалась изменению, на протяжении всего развития науки. Изначально в качестве объекта принималась область исследования отдельных национальных систем образования. Позднее в качестве объекта выступают закономерности развития и совершенствования системы образования и педагогики как науки.
Объект сравнительной педагогики, до начала 20-го века, включал в себя феномены системы образования.
С развитием сравнительной педагогики, происходит расширение объекта до сравнительно-педагогических исследований. Это связано с тем, что ученые педагоги пришли к тому, что понимание феномена национальных систем образования невозможно без изучения идейных основ педагогики.
В настоящее время объектом сравнительной педагогики выступают все ступени школьной системы образования, практическая деятельность в сфере воспитания и обучения.
Необходимо так же отметить, что объектами сравнительной педагогики может оказаться как специфика отдельных систем образования, так и ряд нескольких национальных школьных систем. Это связано с тем, что объект одновременно национален и интернационален, так как каждый педагог рассматривает зарубежный опыт через призму собственного опыта и приоритетов отечественного образования.
Изначально в объекте сравнительной педагогики был заложен приоритет европейских ценностей, а конкретно Запада. Объясняется такое ориентирование тем, что еще со времен царской России, западной системе образования приписывались опыт и высокие показатели эффективности воспитания и обучения. Современные ученые педагоги частично опровергают данный миф, считая, что отечественная педагогика не менее эффективна, да и подходит она больше под менталитет народа.
Начиная с 70-х годов, приоритет европейских ценностей в объекте сравнительной педагогики подвергается критике, признание получает культурное разнообразие стран мира. Европейская образовательная система не является эталоном, она всего лишь один из типов систем.
Таким образом, объект сравнительной педагогики является поликультурным, включающим в себя разнообразие всех национальных образовательных систем.
Понятие субъекта в сравнительной педагогике
Субъекты сравнительной педагогики отличаются разнообразием. Каждый субъект, включает в себя исторические, культурные, социальные и иные детерминанты.
Условно субъекты сравнительной педагогики делятся на:
- Государствообразующие – это преобладающие типы национальностей в государстве, составляющие, по сути, его основу (в России – русские, в Америке – белые американцы и т.д.)
- Коренные (автохтонные) группы – это группы национальностей, не обладающие государственно-территориальной автономией и проживающие на территории других государств, занимая ее определенную часть. То есть на конкретной территории проживает отдельная народность (например, народности Севера и Дальнего Востока – чукчи, ненцы и т.д.).
- Коренные (автохтонные) группы – это группы, имеющие государственно-культурную автономию в рамках конкретного государства (в России – это хакасы, проживающие в республике Хакасия, тувинцы – республика Тыва и т.д.).
- Национальные меньшинства, которые сформировались и оформились в группы в Новое и Новейшее время (афроамериканцы).
Все указанные субъекты, подлежат не только самопознанию, но и детальному изучению особенностей. Это необходимо для того, что формировать у подрастающего поколения уважительное отношение к другим национальностям, искоренению дискриминации и расизма, развития навыков межкультурного общения.