Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сравнительная характеристика методов воспитания

Сущность и назначение методов воспитания

Определение 1

Методы воспитания – это способы реализации педагогического процесса, ориентированные на всестороннее гармоничное развитие личности воспитанника и его успешное социальное становление.

Методы воспитания являются инструментами, посредством которых реализуется достижение целей и задач образовательной деятельности. Это обуславливает выбор методов воспитания, исходя из целевого назначения воспитательного процесса.

Методы воспитания тесно связаны с деятельностью педагога. Они реализуется через нее и выступают основой реализации воспитательного процесса.

Методы воспитания ориентированы на достижение следующих целей:

  1. Развитие познавательных возможностей ребенка.
  2. Познание устройства окружающего мира и формирование его объективной картины.
  3. Применение теоретических знаний на практике.
  4. Социальное развитие личности. Включение индивида в социальную среду и его адаптация в ней.

Методы воспитания отражают способы взаимодействия педагога и учащихся на определенном уровне образовательной системы. Они требуют желания обоих развиваться и совершенствоваться. Если это желание отсутствует, то применение методов воспитания не имеет смысла.

Методы воспитания состоят из методологических приемов воспитания. Такие приемы ориентированы на реализацию воспитательной цели, ради достижения которой и используется данной метод. Одни и те же методологические приемы могут быть использованы в разных методах, т.е. применяться для достижения разных целей. Но они имеют силу только в составе конкретного метода воспитания.

Методы воспитания ориентированы на достижение его целей и задач. Поскольку, в основе воспитательной деятельности лежит ориентация на всестороннее развитие личности участников образовательного процесса, то методы воспитания исходят из данного направления деятельности.

Выбор методов воспитания

Выбор методов воспитания реализуется на основании учета следующих аспектов:

  1. Учет возрастной динамики развития ребенка. Возраст ребенка, сформированность его психических процессов определяют выбор конкретного метода. Актуальность применения одного и того же метода обучения варьируется, исходя из возраста учащихся.
  2. Учет индивидуальных особенностей развития учащихся. Индивидуальные особенности развития каждого конкретного учащегося требует применения определенных методов воспитательного воздействия для реализации полноценного развития его личности, создания условий для ее самореализации.
  3. Учет социального окружения ребенка. Социальная среда, в которой реализуется жизнедеятельность ребенка, его социальный статус, семейные условия проживания, воздействие друзей и родственников определяют возможность применения того или иного метода воспитания.
  4. Прогнозирование итогов применения конкретного метода в конкретной ситуации воспитания. Педагог должен уметь определять перспективность применения конкретных методов.
  5. Выбор соответствующих средств воспитания. Средства воспитания помогают продуктивной реализации методов воспитания. Поэтому они должны быть соответствующими конкретным направлениям воспитания и применяемому методу.
  6. Выбор оптимального метода, относящегося к конкретной группе. Методы делятся на группы по направлению их воспитательного воздействия на личность. Важно, сделать правильный выбор метода, исходя из цели воспитания и обстоятельств его реализации.
«Сравнительная характеристика методов воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методы воздействия на мотивационную сферу

Данные методы применяются тогда, когда необходимо оказать воздействие на учащегося, побудить его к выполнению конкретной деятельности, к жизнедеятельности, развитию в определенном направлении.

Данные методы включают две разновидности:

  • Методы поощрения. Они используются в том случае, когда учащегося необходимо стимулировать к деятельности путем одобрения его поступков, похвалы в его адрес. Поощрение применяется не просто так т.е. учащегося хвалят за реальное дело, а не просто так.
  • Методы наказания. Они применяются для стимуляции предупреждения нежелательного поведения, совершения отрицательных поступков. Наказание должно реально быть справедливым т.е. степень наказания должна соответствовать степени совершенного проступка.

Данные методы помогают развить у учащихся навыки оценки своего поведения. Они помогают в формировании осознанной потребности в своем развитии, выработке ценностных ориентиров деятельности.

Методы воздействия на волевую сферу

Данные методы ориентированы на развитие навыков самостоятельного принятия решения, активной деятельности, проявления инициативы, развитие умения проявлять самообладание и самоконтроль.

Основными методами данной группы являются:

  • Методы прямого требования. Они связаны с постановкой конкретной задачи в точной и ясной форме. Задача должна быть ясна для учащегося и выполнена беспрекословно.
  • Методы косвенного требования. Они ориентированы на пробуждение в учащемся различных переживаний и чувств, побуждающих их к совершению того или иного действия. Требования реализуются в форме советов, рекомендаций, просьб.

Выполнение определенных требований помогает развить у личности навыки самовоспитания, самооценки своей деятельности и своих поступков, выработать адекватные ответные реакции на внешние раздражители, привычки поведения.

Методы воздействия на эмоциональную сферу

Такие методы воспитывают умение управлять своими чувствами, контролировать их в конкретных обстоятельствах.

Основным методом данной группы является метод внушения. Он помогает оказать воздействие на чувственную сторону личности через ее интеллект и волевые качества. Воздействие оказывается на разум, который доводит сигнал до эмоциональной сферы.

Внушение помогает учащемуся понять, что он сделал неправильно, как необходимо себя вести в конкретных обстоятельствах, почему его поведение вызвало определенную реакцию, как его изменить. Необходимость изменения своего поведения приобретает осознанный характер.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot