Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфика реализации конкретных принципов воспитания (обучения) в деятельности учителя начальных классов

Общая характеристика принципов воспитания

Определение 1

Принципы воспитания – это ряд общих исходных положений, выражающих основные требования к содержанию, методам и организации воспитательной деятельности. В них отражена специфика воспитательного процесса, в отличие от общих принципов педагогического процесса это общие положения, которыми руководствуются педагоги решая воспитательные задачи.

Принципы должны соответствовать следующим требованиям:

  • обязательность: принцип воспитания – это не совет и не рекомендация, они предполагают обязательное и полное воплощение в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований снизят эффективность воспитательного процесса и подрывает его основы;
  • комплексность: принципы заключают в себе требование комплексности, предполагающее одновременное, а не поочередное их изолированное использование на каждом этапе воспитательного процесса. То есть, принципы должны использовать все сразу фронтально, а не в цепочке;
  • равнозначность: принципы воспитания в качестве общих фундаментальных положений равнозначны, они не делятся на главные и второстепенные, требующие реализации в первую очередь, и те, которые могут быть отложены на завтра. Одинаковым внимание ко всем принципам предотвращаются возможные нарушения течения воспитательной деятельности.

Вместе с этим, принципы воспитания не являются готовыми рецептами или универсальными правилами, руководствуясь которыми воспитатель может автоматически достигнуть высоких результатов. Они не могут заменить специальные знания, опыт или мастерство воспитателя. Несмотря на то, что требования принципов для всех одинаковые, практическая их реализация личностно обусловлена.

Принципы воспитания и их реализация в воспитательной деятельности

Общественная направленность воспитания. Воспитание предполагает поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основании приняты и действующих внутри государства идеологий, конституции и законов. Данный принцип предполагает подчинение всей деятельности учителей задачам воспитания нового поколения, соответствующего государственной стратегии воспитания, направляя деятельности учителей на формирование социально необходимого типа личности. Необходимо преодолеть отчужденность общества от школы и школы от общества, изолированность школы от процессов, которые происходят в жизни общества, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов.

«Специфика реализации конкретных принципов воспитания (обучения) в деятельности учителя начальных классов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При реализации принципа общественной направленности воспитания, необходимо добиться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. Необходимо помнить, что воспитания осуществляется в ходе полезной деятельности, в которой формируются отношения воспитанников и накапливается ценные поведенческий опыт. Чтобы деятельности имела воспитывающее значение, нужно, чтобы у них формировались общественно ценные мотивы деятельности.

Школа жизни – лучшая воспитательная школа. В связи с чем, принцип связи воспитания и жизни превратился в один из основополагающих в большинстве воспитательных систем. Он предполагает активную деятельность в двух основных направлениях:

  • широкое и оперативное ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, а также переменами, которые в ней происходят;
  • привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, разным типам общественно полезной деятельности.

Правильной реализацией принципа связи воспитания и жизни от педагога требуется умение обеспечивать:

  • понимание учениками роли труда в общественной жизни и каждого человека, значение экономической общественной базы в удовлетворении растущих запросов его граждан;
  • уважение к людям трудовых профессий, которые создают материальные и духовные ценности;
  • развивать способность много и эффективно трудиться, добросовестно и творчески работать на благо общества и собственную пользу;
  • понимать общие основы современного производства, стремиться расширять политехнический кругозор, овладеть общей культурой и основами научной организации труда;
  • сочетать личные и общественные интересы в трудовой деятельности, выбрать профессии, соответствующие задачам общества и хозяйственным потребностям;
  • бережно относиться к общественному достоянию и природным богатствам, стремиться приумножить собственным трудом общественную собственность.

Принцип взаимосвязи воспитания, жизни и труда лежит в основе организации работы советской школы с первых лет ее существования. При руководстве этим принципом, советская школа осуществляла воспитание детей без отрыва от общества, борясь за общественное благополучие. Связывая воспитание детей и жизнь, воспитатели предоставляли детям возможность самостоятельно выбирать патриотические убеждения, отстаивать их. Это помогает включать молодежь в систему общественной значимости, помогая становлению личности учеников.

Воспитание внутри коллектива и через коллектив предполагает создание правильного воздействия коллектива на личность, правильные и воспитывающие отношения в коллективе. Чем более широкое и богатое общение человека и коллектива, тем более полными и разносторонними будут его знания, умения, навыки, привычки, которые усваиваются им в коллективной деятельности.

Опора на положительное предполагает, что учитель должен видеть в детях хоть немного хорошего, чтобы опираться на это в процессе воспитания, получить ключ от дверки к его душе и достичь высоких результатов. С опорой на положительное в детях, учителя должны развивать другие качества, недостаточно сформированные или отрицательно направленные, доводя их до нужной степени развития и гармоничного сочетания.

Нельзя делать акцент только на промахах и недостатках поведения детей. Мастера воспитания поступают наоборот – выявляют и поддерживают положительные черты. Воспитанники, слушающие постоянно о своих недостатках, теряют веру в свои силы и возможности.

Гуманизация воспитания требует:

  • гуманно относиться к личности воспитанника;
  • уважать его права и свободы;
  • предъявлять воспитанникам посильные и разумно сформулированные требования;
  • уважать позицию воспитанника даже в том случае, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
  • уважать право человека быть самим собой;
  • доводить до сознания воспитанника конкретные цели его воспитания;
  • ненасильственно формировать требуемые качества;
  • отказаться от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
  • признавать право личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям по тем или иным причинам.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot