Личностно-профессиональное развитие студента – это развитие определенных свойств личности студента и их актуализация в профессиональном самоопределении и саморазвитии.
Личностно-профессиональное развитие студента имеет следующую структуру:
- Учебная мотивация.
- Притязания личности.
- Самоактуализация.
- Темперамент.
Каждый из этих компонентов имеет свои особенности развития.
Особенности учебной мотивации студента
Любая деятельность имеет свою мотивацию. Мотивация является сложной и разнообразной категорией, поскольку мотивы бывают разные и группируются по различным основания: время, характер деятельности, ее вид, ее особенности, социальная или личностная значимость деятельности, степень включенности в деятельность и др.
В процессе обучения, студент занимает позицию субъекта этого процесса. Как субъект образовательного процесса, студент имеет мотивационную сферу, определяющую его деятельность в системе обучения. Она включает в себя потребности и интересы студента, его склонности, таланты, целевое назначение обучения, идеи, взгляды, убеждения, установки, жизненные ориентиры, жизненные планы.
Чтобы процесс обучения был эффективным т.е. способствовал достижению целей и задач обучения, реализации студента, необходимо наличие у него учебной мотивации.
Учебная мотивация – это разновидность мотивации, включенной в образовательную деятельность и, ориентированной на побуждение студента к достижению в ней высоких результатов.
К основным факторам развития учебной мотивации относятся следующие:
- Особенности устройства и функционирования системы образования и внутреннего устройства конкретного образовательного заведения.
- Особенности организации учебно-воспитательного процесса вуза.
- Особенности личностного развития студента, как субъекта образовательной деятельности.
- Субъективными качествами преподавателя и его отношением к студенту и своей профессиональной деятельности.
- Особенностями отдельных учебных дисциплин, выбранной студентом специальности.
Учебная мотивация имеет определенную направленность т.е. она нацелена на достижение конкретного результата в ходе образовательной деятельности. Кроме того, учебная мотивация является устойчивым параметром в течение определенного временного промежутка. Также, она имеет определенную динамику развития.
Учебная мотивация имеет определенную связь с уровнем умственного развития студента т.е. если студент оказывается интеллектуально-развитым, то мотивация к учебной деятельности возрастает, поскольку она не вызывает у него особого труда и помогает расширить свой кругозор.
Характер учебной деятельности, также, влияет на развитие учебной мотивации. Если учебная деятельность интересна, имеет нестандартную форму организации, увлекает студента, то он стремится к погружению в нее. Иначе, может возникнуть непринятие учебного процесса и снижение мотивации до нуля.
Формирование уровня притязаний личности студентов
Уровень притязаний личности студента отражает его самооценку, отношение к себе, своим способностям, навыкам и возможностям.
Уровень притязаний личности определяет ее активность и самостоятельность. От него зависит отношение личности к себе и другим людям, требования, предъявляемые к своей деятельности.
Уровень притязаний связан со степенью ориентации личности на успех в определенном направлении деятельности, с уверенностью и неуверенностью личности в себе и своих способностях, с оценкой своей деятельности.
Уровень притязаний личности отражает уровень оценки его действий другими людьми и социальной средой, которая отвечает его собственным взглядам на себя, свои способности, свою деятельность и приносит удовлетворение.
Уровень притязаний личности студента характеризует:
- Степень сложности выбираемых задач.
- Постановку целевого назначения своей деятельности, исходя из переживания успеха или неуспеха данной деятельности в прошлом.
- Уровень самооценки личности, к достижению которого она стремится.
Самоактуализация студентов в образовательном процессе
Самоактуализация личности является сложным понятием, отражающим несколько параметров:
- Осознанное принятие себя и своих возможностей.
- Осмысленность жизни.
- Рассмотрение жизни, как высшей ценности.
- Эмоциональная мудрость.
- Креативность мышления.
- Навыки интерпретации, прогнозирования и проблематизации отношений.
- Рефлексия.
- Самоорганизация и самоконтроль.
Чтобы реализовать самоактуализацию студентов в педагогическом процессе, требуется создание специальных условий, которые будут способствовать:
- Принятию студентом себя, как личности, наделенной индивидуальностью;
- Формированию осознанного отношения к своей жизни, как к целостному и целенаправленному процессу;
- Принятию трудностей в качестве способа саморазвития и самосовершенствования;
- Построению стратегии и тактики своей коммуникативной деятельности на основе оценки и анализа своего поведения, выявления ошибок во взаимодействии с другими людьми.
При этом, если мотивационная сфера студента оказывается неразвитой, то это препятствует его самоактуализации. Кроме того, самоакутализации помогает адекватная самооценка и знание методов и приемов саморазвития и самовоспитания.
Рисунок 1. Условия управления личностно-профессиональным развитием. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Темперамент студента
Темперамент – это совокупность сформированных и врожденных устойчивых индивидуальных свойств личности, отражающих особенности функционирования ее психических процессов.
Темперамент отражает психологические свойства личности, отвечающие следующим требованиям:
- Отражение формального аспекта деятельности;
- Индивидуальная мера энергетического напряжения и отношения к своему «Я» и к окружающему пространству;
- Проявление во всех областях жизнедеятельности;
- Устойчивость на протяжении продолжительного временного периода, жизненного этапа;
- Возможность наследственного приобретения.
Темперамент выступает с одной стороны биологической категорией т.е. его параметры формируются от природы, а с другой стороны, темперамент – это психосоциологическая категория, отражающая развитие и функционирование психических процессов под влиянием социальных факторов.
Развитие темперамента выступает важным фактором профессионально-личностного становления студента. От особенностей психики студента, разновидности его темперамента, во многом, зависит личностное развитие и формирование профессиональных качеств.