Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфика профессионально-личностного развития студента

Определение 1

Личностно-профессиональное развитие студента – это развитие определенных свойств личности студента и их актуализация в профессиональном самоопределении и саморазвитии.

Личностно-профессиональное развитие студента имеет следующую структуру:

  • Учебная мотивация.
  • Притязания личности.
  • Самоактуализация.
  • Темперамент.

Каждый из этих компонентов имеет свои особенности развития.

Особенности учебной мотивации студента

Любая деятельность имеет свою мотивацию. Мотивация является сложной и разнообразной категорией, поскольку мотивы бывают разные и группируются по различным основания: время, характер деятельности, ее вид, ее особенности, социальная или личностная значимость деятельности, степень включенности в деятельность и др.

В процессе обучения, студент занимает позицию субъекта этого процесса. Как субъект образовательного процесса, студент имеет мотивационную сферу, определяющую его деятельность в системе обучения. Она включает в себя потребности и интересы студента, его склонности, таланты, целевое назначение обучения, идеи, взгляды, убеждения, установки, жизненные ориентиры, жизненные планы.

Чтобы процесс обучения был эффективным т.е. способствовал достижению целей и задач обучения, реализации студента, необходимо наличие у него учебной мотивации.

Замечание 1

Учебная мотивация – это разновидность мотивации, включенной в образовательную деятельность и, ориентированной на побуждение студента к достижению в ней высоких результатов.

К основным факторам развития учебной мотивации относятся следующие:

  1. Особенности устройства и функционирования системы образования и внутреннего устройства конкретного образовательного заведения.
  2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса вуза.
  3. Особенности личностного развития студента, как субъекта образовательной деятельности.
  4. Субъективными качествами преподавателя и его отношением к студенту и своей профессиональной деятельности.
  5. Особенностями отдельных учебных дисциплин, выбранной студентом специальности.
«Специфика профессионально-личностного развития студента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Учебная мотивация имеет определенную направленность т.е. она нацелена на достижение конкретного результата в ходе образовательной деятельности. Кроме того, учебная мотивация является устойчивым параметром в течение определенного временного промежутка. Также, она имеет определенную динамику развития.

Учебная мотивация имеет определенную связь с уровнем умственного развития студента т.е. если студент оказывается интеллектуально-развитым, то мотивация к учебной деятельности возрастает, поскольку она не вызывает у него особого труда и помогает расширить свой кругозор.

Характер учебной деятельности, также, влияет на развитие учебной мотивации. Если учебная деятельность интересна, имеет нестандартную форму организации, увлекает студента, то он стремится к погружению в нее. Иначе, может возникнуть непринятие учебного процесса и снижение мотивации до нуля.

Формирование уровня притязаний личности студентов

Уровень притязаний личности студента отражает его самооценку, отношение к себе, своим способностям, навыкам и возможностям.

Уровень притязаний личности определяет ее активность и самостоятельность. От него зависит отношение личности к себе и другим людям, требования, предъявляемые к своей деятельности.

Уровень притязаний связан со степенью ориентации личности на успех в определенном направлении деятельности, с уверенностью и неуверенностью личности в себе и своих способностях, с оценкой своей деятельности.

Уровень притязаний личности отражает уровень оценки его действий другими людьми и социальной средой, которая отвечает его собственным взглядам на себя, свои способности, свою деятельность и приносит удовлетворение.

Уровень притязаний личности студента характеризует:

  1. Степень сложности выбираемых задач.
  2. Постановку целевого назначения своей деятельности, исходя из переживания успеха или неуспеха данной деятельности в прошлом.
  3. Уровень самооценки личности, к достижению которого она стремится.

Самоактуализация студентов в образовательном процессе

Самоактуализация личности является сложным понятием, отражающим несколько параметров:

  • Осознанное принятие себя и своих возможностей.
  • Осмысленность жизни.
  • Рассмотрение жизни, как высшей ценности.
  • Эмоциональная мудрость.
  • Креативность мышления.
  • Навыки интерпретации, прогнозирования и проблематизации отношений.
  • Рефлексия.
  • Самоорганизация и самоконтроль.

Чтобы реализовать самоактуализацию студентов в педагогическом процессе, требуется создание специальных условий, которые будут способствовать:

  1. Принятию студентом себя, как личности, наделенной индивидуальностью;
  2. Формированию осознанного отношения к своей жизни, как к целостному и целенаправленному процессу;
  3. Принятию трудностей в качестве способа саморазвития и самосовершенствования;
  4. Построению стратегии и тактики своей коммуникативной деятельности на основе оценки и анализа своего поведения, выявления ошибок во взаимодействии с другими людьми.

При этом, если мотивационная сфера студента оказывается неразвитой, то это препятствует его самоактуализации. Кроме того, самоакутализации помогает адекватная самооценка и знание методов и приемов саморазвития и самовоспитания.

Условия управления личностно-профессиональным развитием. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Условия управления личностно-профессиональным развитием. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Темперамент студента

Определение 2

Темперамент – это совокупность сформированных и врожденных устойчивых индивидуальных свойств личности, отражающих особенности функционирования ее психических процессов.

Темперамент отражает психологические свойства личности, отвечающие следующим требованиям:

  1. Отражение формального аспекта деятельности;
  2. Индивидуальная мера энергетического напряжения и отношения к своему «Я» и к окружающему пространству;
  3. Проявление во всех областях жизнедеятельности;
  4. Устойчивость на протяжении продолжительного временного периода, жизненного этапа;
  5. Возможность наследственного приобретения.

Темперамент выступает с одной стороны биологической категорией т.е. его параметры формируются от природы, а с другой стороны, темперамент – это психосоциологическая категория, отражающая развитие и функционирование психических процессов под влиянием социальных факторов.

Развитие темперамента выступает важным фактором профессионально-личностного становления студента. От особенностей психики студента, разновидности его темперамента, во многом, зависит личностное развитие и формирование профессиональных качеств.

Дата последнего обновления статьи: 19.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot