Спартанская система воспитания
Спартанская школа воспитания в настоящее является одной из известнейших систем воспитания. Это связано с тем, что процесс воспитания отличался особой строгостью и был доведен до совершенства.
Основной целью спартанского воспитания являлось воспитание настоящего воина и гражданина своей страны.
Весь процесс воспитания был направлен на подготовку воина. Статус воина давал спартанцу особые привилегии, достичь его было дано не каждому мальчику.
Воспитание настоящего воина начиналось с самого детства, посредством специально разработанной методики воспитания. Если смотреть на данную методику взглядом современного человека, то она кажется чрезмерно жестокой. Однако в те древние времена, когда война была вполне обыденным явлением и охватывала большую часть жизни людей, данная система казалась вполне логичной и оправданной.
Система спартанского воспитания основывалась на строгой дисциплине, которая охватывала всю жизнь мальчика, начиная с раннего детства и до получения статуса воина.
Таким образом, воспитание детей по спартанской системе отличается чрезвычайной строгостью и дисциплиной. Несмотря на то, что данная методика имеет как свои достоинства, так и недостатки, важно соблюдать между ними баланс, чтобы не нанести непоправимый вред психике ребенка.
До 7 лет мальчики в Спарте воспитывались в семье, по достижению ими семилетнего возраста они поступали на воспитание государству. Воспитание предусматривало прохождение трех последовательных ступеней, в зависимости от возраста:
- В возрасте 7-15 лет мальчики осваивали азы военной науки, занимались физическим развитием (бег, прыжки, метание диска, молота и т.д.). Учились обращаться с оружием, правилам ведения боя и много другое. Из наук изучали немного письменность, чтение и музыку, формировалось общее представление о культуре. После первого этапа мальчики проходили посвящение в эйрены и становились молодыми воинами.
- 15-20 лет, на данном этапе совершенствовались знания и умения, полученные на первом этапе, так же осуществлялось физическое развитие и тренировка выносливости. Из наук добавлялось обучение игре на музыкальных инструментах. Спартанцы считали, что музыка имеет большое значение в ведении боя, так как она помогает поднимать боевой дух воинов. Именно поэтому все воины должны уметь не только петь, но и играть на музыкальных инструментах. По итогу воспитания на втором этапе юношей посвящали в эфебии, им выдавали полный комплект вооружения, и они становились уже настоящими воинами, которые поступали на службу в армию страны.
- 20-30 лет – участие в реальных боевых действия, только здесь воины имели возможность получить реальный опыт участия в боевых действиях и приобрести статус полноправных представителей воинской общины.
Особенности спартанского воспитания
Так же как и любая иная методика воспитания, спартанская школа воспитания имеет свои особенности. В наши дни данная методика приобретает все большую популярность, так как многие отцы считают, что только так можно воспитать настоящего мужчину. Однако методика не применяется в чистом виде, она адаптирована под современность. Элементы спартанской методики можно встретить в кадетских школах.
Основные принципы воспитания спартанской системы:
- соблюдение строгой дисциплины;
- воспитание осуществляется только в коллективе и через коллектив;
- ежедневные физические нагрузки;
- обязательное закаливание организма;
- наличие телесных наказаний за проступки;
- уважение старших и беспрекословное подчинение им;
- наставничество;
- обучение необходимым жизненным навыкам.
Одной из особенностей воспитания в Спарте можно назвать то, что оно распространялось не только на представителей мужского пола, но и на девушек тоже. Спартанские женщины имели равные права с мужчинами, и воспитывались так же в духе военного времени.
Основной задачей воспитания спартанских женщин являлось воспитания физически сильной женщины, способной родить здоровых детей.
Женщины Спарты были физически развиты, хорошо владели всеми видами оружия и тактикой ведения боя.
Главные качества, которые формировались у девушек в процессе воспитания:
- нравственность;
- умение самостоятельно вести хозяйство (без помощи со стороны мужчины);
- супружеская верность.
Еще одной из особенностей воспитания в Спарте являлось наставничество. Каждый зрелый воин имел несколько учеников, с которым он занимался в индивидуальном порядке, передавая им свой жизненный опыт и умения.
Плюсы и минусы спартанского воспитания
Основными преимуществами спартанского воспитания являются:
- Дети, воспитанные по спартанской системе вырастали закаленными, умели терпеть боль, сдерживать слезы, были неприхотливы в быту, выносливы.
- Каждый спартанец был самостоятельным, способным обслужить самого себя и выжить практически в любых условиях.
- Дисциплинированность, развитая большим количеством тренировок.
- Крепкое здоровье, сформированное посредством занятий физической культурой и закаливанием.
- Ответственность, сформированная испытаниями, лишениями и ограничениями, которые дети переносили в процессе воспитания.
Несмотря на большое количество преимуществ спартанской системы воспитания, у нее имеется и ряд недостатков, которые могли привести к негативным последствиям. Особенно это могло проявиться в том случае, если родители и воспитатели были чересчур строги с ребенком, не поощряли его за успехи. Из нежелательных проявлений у воспитанников, а особенно подростков, могли проявиться следующие отрицательные черты характера:
- чрезмерная агрессивность;
- отсутствия взаимопонимания с людьми других поколений (взрослых и младших детей);
- возникновение асоциального поведения;
- замкнутость, возникновение проблем взаимодействия со сверстниками;
- неумение и нежелание самостоятельно принимать решения;
- возникновение неосознанных рефлексов в виде энуреза или заикания.
Таким образом, методика, призванная воспитать сильного и выносливого человека, при ее неправильном применении может принести противоположный результат.