Сущность и предназначение методических рекомендаций
Методические рекомендации – это совокупность предложений и указаний, которые помогают внедрить наиболее эффективные методы и формы работы для решения какой-либо педагогической проблемы.
Методические рекомендации в общем виде представляют собой организованную особым способом информацию, которая раскрывает порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях особый акцент ставится не на последовательности осуществляемых действий, а на раскрытие одной или нескольких частных методик, которые были выработаны на основании позитивного опыта. Их задача – представить наиболее эффективные и рациональные варианты, применительно к определенному типу деятельности, базирующихся на достижениях науки и передового опыта, учитывая конкретные условия и особенности деятельности.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес, то есть должны указывать на то, кому они адресованы: для педагогов дополнительного образования, родителей, методистов, педагогов-организаторов, классных руководителей и пр. В соответствии с этим определяют терминологию, стиль, объем методических рекомендаций.
Работая над методическими рекомендациями, автор должен четко определить цель работы, подчиняя ей все содержание деятельности, представить рекомендации о том, какие передовые педагогические технологии должны быть использованы.
Если говорить об обобщении передового опыта, то необходимо раскрыть методические приемы и способы достижения успехов в образовательной деятельности.
Этапы написания методических рекомендаций и их структура
Подготовка к написанию методических рекомендаций состоит из следующих этапов:
- выбор актуальной темы;
- изучение источников по выбранной теме;
- составление плана;
- накопление фактических материалов;
- подбор наиболее ярких и характерных фактов, чтобы обосновать приведенные положения и рекомендации;
- распределение содержания работы по разделам.
Методические рекомендации в качестве одного из типов методической продукции состоят из следующих структурных элементов: титульного листа, аннотации, сведений об авторе, содержания, пояснительной записки, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
На титульном листе обязательно обозначают полное название учреждения, ФИО автора, название, город, год разработки.
На обратной стороне титульного листа сверху приводят аннотацию, которая включает:
- суть рассматриваемых вопросов, например, указывают, что данные рекомендации посвящены проблеме организации и проведения занятий в системе дополнительного образования и пр.;
- предназначение данных методических рекомендаций;
- источник практического опыта, который лежит в основе рекомендаций;
- возможные сферы приложения рассматриваемых методических рекомендаций.
Внизу листа указывают сведения об авторах: ФИО, должность, место работы, квалификационную категорию или научную степень, контактные телефоны.
Содержание состоит из упорядоченного перечня наименований всех структурных элементов, исключая обложку, титульный лист и его оборотную сторону, с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в рассматриваемых методических рекомендациях.
Пояснительная записка обязательно включает следующую информацию:
- степень актуальности разрабатываемых методических рекомендаций, с кратким анализом степени разработанности изучаемого вопроса, разъяснением того, какая помощь и кому может быть оказана настоящими методическими рекомендациями;
- цель разработки методических рекомендаций, например, оказать методическую помощь молодым специалистам в сфере дополнительного образования и пр.;
- характеристика ожидаемого результата после применения на практике рассматриваемых методических рекомендаций в системе дополнительного образования;
- особенности и новизна предлагаемой работы по сравнению с другими похожими разработками, которые существуют в данной образовательной области.
Основная часть методических рекомендаций может быть связана с разными вопросами: решением определенных педагогических проблем, проведением массовых мероприятий, организацией летних лагерей, проведением учебно-исследовательских работ, изучением отдельных тем образовательной деятельности и пр.
Основная часть методических рекомендаций может быть структурирована следующим образом:
- описать, что именно необходимо делать в рамках исследуемого вопроса и как это должно быть реализовано, то есть в каких формах, какими методами, способами и приемами;
- дать советы по решению организационных вопросов материально-технического, финансового, кадрового обеспечения описываемого типа деятельности;
- выделить наиболее затруднительные моменты при организации и проведении характеризуемого типа деятельности, основываясь на имеющемся опыте;
- предостерегать от типичных ошибок, то есть описывать методы, способы и приемы деятельности, которые позволяют достичь желаемый результат.
Заключение предполагает изложение кратких и четких выводов, логически вытекающих из содержания методических рекомендаций.
Список используемой литературы по рассматриваемой теме, составляют в алфавитном порядке, в соответствии с актуальными требованиями к оформлению литературных источников и в соответствии с действующим ГОСТом.
Приложения состоят из материалов, необходимых, чтобы организовать рекомендуемый тип деятельности с применением рассматриваемых методических рекомендаций, но не вошедших в основную часть. В приложения могут быть включены:
- планы проведения конкретных мероприятий;
- тесты;
- методики по созданию практических заданий для учеников;
- примеры вопросов для игр, конкурсов и викторин;
- методики определения результатов по каждому конкретному типу деятельности;
- схемы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии, карты, планы-конспекты занятий;
- примерные темы для открытых уроков, экскурсий и пр.