Основные тренды образования будущего
Глобализацией, разработкой новых технологий, тотальным переходом всех сфер в жизни в интернет в связи с пандемией коронавируса определяются современные тенденции развития не только образования, но и общества в целом.
Наиболее важными направлениями развития образования считаются следующие:
- непрерывность обучения;
- глобальная цифровизация;
- массовая доступность онлайн-курсов;
- геймификация;
- технология VR и AR;
- проектная деятельность;
- Agile и Scrum-технологии;
- адаптивное обучение;
- интегральный подход;
- измененная роль педагогов и чат-боты;
- клиповое мышление и стремление к развлекательному контенту.
Непрерывность обучения или Lifelong Learning
Без системы непрерывного образования современную жизнь представить просто невозможно. Формирование все новой и новой информации протекает с огромной скоростью, появляются новые технологии, роботы начинают замещать людей, возрастает спрос на ранее неизвестные профессии. Сейчас часто встречается ситуация, когда студенты еще не успели окончить вуз, а их знания уже устарели. Все это вынуждает людей постоянно обучаться, чтобы поддерживать необходимый уровень компетенции. Если раньше выпускник вуза мог устроиться на работу и работать там до пенсии, то в современном мире многие люди меняют рабочие места и даже сферы деятельности в среднем каждые 5 лет, и это считается нормальным путем профессионального становления.
Глобальная цифровизация
Цифровизация – образовательный тренд, который останется в системе образования на долгие годы. Это явление включает не просто переход на дистанционное обучение, но и возрастание роли мобильных технологий и создание цифровой среды для учеников. Основной причиной ухода обучения в цифровой мир выступает глобализация и существенный рост числа студентов. Университетам значительно легче запускать курсы в интернете, нежели принимать всех желающих на очное обучение. Помимо того, дистанционное обучение хорошо и для студентов-иностранцев, которым больше не требуется преодолевать большие расстояния для получения диплома в престижном вузе. В соответствии со свежими статистическими данными, наблюдается стабильное возрастание интернет-пользователей по всей Земле. В 2020 году в России доступ к интернету был у 118 миллионов человек, что составляет 81% всего количества жителей страны.
Интернет-технологии помогают сократить расстояние и позволяют получить образование людям из любой точки мира.
Массовые онлайн-курсы
Массовое онлайн-обучение в образовательной системе плавно вытекает из двух предыдущих пунктов. Массовые открытые онлайн-курсы эффективно решают две основные задачи:
- предоставление доступа к актуальному образованию максимально большому количеству человек;
- превращение процесса получения знаний в открытый и интерактивный.
В России, как и за рубежом, есть образовательные площадки, на которых в свободном доступе находятся курсы самых престижных университетов мира. Например, на единой МООК платформе можно обучаться по современным программам профессиям из сферы дизайна, маркетинга и IT, изучать английский язык или менеджмент. Есть там и бесплатные курсы для детей.
Геймификация
В современном мире игра стала необходимым элементом системы образования, ввиду чего появился даже особый термин – Edutainment, объединяющий понятия обучения и развлечения.
Практикой геймификации учебной деятельности учащиеся вовлекаются в обучение, у них развивается креативное мышление. Наблюдения за детьми свидетельствуют, что они начинают применять навыки, которые получили в игре, в реальной жизни.
Технология VR и AR
Использование технологий виртуальной и дополненной реальности логично вытекает из геймификации. Это дает возможность по-новому посмотреть на образовательный процесс, делая его объемнее и увлекательнее. Методы применения виртуальной реальности повышают наглядность изучаемого материала, а также расширяют границы восприятия, помогают максимально сблизить теорию и практику. Эффективность VR и AR технологий подтверждена в разных экспериментах, активно проводимых как за границей, так и в российских институтах. Дополненная реальность делает максимально наглядным процесс обучения.
Активная проектная деятельность
Благодаря современным технологиям может быть получен доступ ко всей информации в один клик. При этом реальная жизнь и бизнес ожидают от выпускников не теоретических знаний, а практических навыков. Эти факторы требуют перестройки образования, в котором возрастает роль самостоятельной работы студентов. Теперь они способны самостоятельно находить информацию и изучать ее. Преподаватели тратят существенно меньше времени на объяснения, а больше организуют деятельность учащихся в группе и проектную работу. На первый план выходит решение кейсов и проблемных задач, разработка учебных проектов, участие в мозговых штурмах и поиск творческих решений.
К плюсам такого подхода относят следующие аспекты:
- получение студентами живого опыта;
- обучение критически мыслить;
- отработка на практике полученных знаний и навыков;
- лучшее усвоение информации;
- обучение коммуникации и сотрудничеству с другими;
- поддерживать высокий уровень мотивации к учебе.
Agile и Scrum-технологии
Один из современных подходов к методике организации учебной деятельности представлен внедрением Agile и Scrum-технологий. Они позволяют разбить весь учебный процесс на несколько коротких отрезков, усилить командную работу над проектами и постоянно следить за результатом обучения. Данная методология учит студентов осуществлять постоянную обратную связь, ответственно относиться к этому этапу, поддерживая высокий уровень мотивации.
Адаптивное обучение
Адаптивное обучение становится в мире все популярнее. По-настоящему важной эта проблема становится с развитием искусственного интеллекта. Благодаря адаптивным системам может быть создан максимально индивидуальный путь обучения, учитывающий когнитивные особенности студента, его способы восприятия информации и начальный уровень подготовки. Сейчас адаптивные программы имеют ряд ограничений: они не подходят для гуманитарных знаний и областей, подвергающихся постоянным изменениям. Однако это зоны дальнейшего совершенствования технологий.
Интегральный подход
Интегральным подходом предполагается междисциплинарное обучение. Болезнь в классической медицине является физическим недугом, который должен лечиться лекарственными или оперативными методами. Интегративный подход предполагает рассматривание заболевания не только с позиции физического тела, но и рассматривает психологическое состояние пациента, его отношения с окружающими людьми и членами семьи.
Изменение роли преподавателя и чат-боты
Изменение роли преподавателя со временем будет только усиливаться. Учитель – больше не единственный источник знаний. Теперь он превратился в режиссера, создающего и курирующего образовательный процесс. Преподаватель теперь должен:
- вовлечь студентов в обучение;
- поддержать мотивацию;
- придумать и срежессировать интерактивный проект;
- учить мыслить и критически воспринимать информацию.