Сущность и методики трудового воспитания
Трудовое воспитание дошкольников – это процесс целенаправленного формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к трудовой деятельности в качестве одной из основных жизненных потребностей, а также привычки трудиться через включение детей в активную трудовую деятельность.
Существует ряд педагогических методик по приобщению к труду дошкольников:
- развитие трудовой активности у детей в старшем дошкольном возрасте Л.И. Сайгушева;
- вхождение ребенка в реальные трудовые связи М.В. Крухлет;
- развитие индивидуальности старших дошкольников в труде Ю.А. Мичурина.
Вхождение ребенка в реальные трудовые связи
При анализе названных выше технологий трудового воспитания дошкольников, особое внимание следует уделить технологии трудовых связей М.В. Крухлет.
Особенность данной педагогической технологии связана с процессом конструирования педагогического процесса, который направлен на целостное развитие ребенка в качестве субъекта деятельности, создание необходимых условий для проявления его потенциальных способностей и возможностей, осознание им важности труда по мере вхождения в современный мир, а также создание трудовых связей с близкими ему взрослыми.
Конструирование методики на основании взаимосвязи средств трудового воспитания, определяет шаги по приобщению детей к особенностям современного мира в процессе разнообразной трудовой деятельности самих детей.
- Первым шагом приобщения ребенка к труду выступает формирование знаний о труде взрослых: в младшей группе – через наблюдение за деятельностью взрослых; в средней – через ознакомление с трудом сотрудников ДОУ; в старшей – через знакомство с профессиями родителей, их интересами и увлечениями дома.
- Второй шаг связан с овладением трудовыми умениями и способами самоконтроля и самооценки. В младшей группе – через процессы самообслуживания; в средней – через освоение посильных процессов хозяйственно-бытового труда; в старшей – можно обучать детей делать уборку пылесосом и влажной тряпкой, готовить бутерброды и пр.
- Третий шаг предполагает вхождение ребенка в реальные трудовые связи с близкими взрослыми. Для этого в группах ДОУ должна быть создана специальная обстановка, которая учитывает возрастные и индивидуально-половые интересы и склонности воспитанников.
Взаимодействие с дошкольниками способствует активизации любознательности к процессам трудовой деятельности взрослых, поощряет инициативу и самостоятельность детей при самообслуживании. Для этого нужно эмоционально поддерживать ребенка, побуждать его к самостоятельному выполнению отдельных действий самообслуживания с удовлетворительным результатом с небольшой помощью со стороны взрослого или ровесника.
Нужно поощрять стремление ребенка быть опрятным, обращаться к старшим за помощью в устранении недостатков, учить использовать общепринятые способы оказания и принятия помощи, благодарить за малейшую помощь.
Дидактические игры и упражнения помогают в развитии мелкой моторики, которая нужна, чтобы самостоятельно выполнять действия самообслуживания.
В средней группе нужно стремиться к развитию познавательного интереса к миру взрослых, желания войти в естественные трудовые отношения посредством оказания действенной помощи, которая соответствует их возрасту. Взаимодействие и сотрудничество с детьми должно ориентироваться на развитие у него познавательной активности и самостоятельности в трудовой деятельности. Необходимо помогать детям приобщаться к процессам самообслуживания в режимных моментах повседневной жизни детского сада.
Свой эффект дает использование игровых персонажей, которые помогают научить детей ставить цели, выбирать предметы и инструменты, организовать рабочее место, выполнять трудовые действия в правильном порядке. Нужно хвалить детей за проявление добросовестности и ответственности, стремление помогать взрослым и товарищам, сопереживать неудачам ребенка, радоваться за его успехи.
В старшей группе детям важно обеспечить опыт вхождения в естественные трудовые связи взрослых, соответствующие возросшим физическими и психическим возможностям детей на шестом году жизни.
Включение детей в естественные трудовые связи в условиях детского сада и семьи превращается в содержание повседневной жизни, которое позволяет осознавать свое взросление.
В связи с этим необходимо расширять спектр возможностей детского самообслуживания и хозяйственно-бытового труда. Целесообразно включение детей и в отдельные трудовые процессы, и в целостные виды труда.
Также необходимо проектировать включение каждого воспитанника в ряд повседневных трудовых дел в детском саду. Развивать у них умение пользоваться работой, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, распределять обязанности в небольшой группе сверстников, распределять работу на основании способа общего и совместного труда.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми воспитателю необходимо создавать условия для включения трудовой деятельности с использованием настоящих инструментов в игровой условный сюжет. При этом должны широко практиковаться приемы, которые побуждают детей к творческой проработке замысла, поиску необходимых для его реализации материалов – детское экспериментирование, простейшие пооперационные карты и алгоритмы.
В подготовительной группе нужно уметь сориентировать детей на оказание посильной помощи взрослым в хозяйственно-бытовом труде, последовательно расширять круг поручений – протереть пыль на полке с игрушками, на подоконнике, мебели в спальне, навести порядок в хозяйственном шкафу и пр. Развивать у детей умение осознанного принятия задачи от взрослого или самостоятельная ее постановка, способность выбрать лучший способ решения, стремиться к самостоятельному поиску вариантов, получению совета, дополнительной информации от взрослого, оценке своих возможностей, просить о помощи, если она нужна, контролировать себя, проявлять волевые усилия, чтобы достичь качественные результат трудовой деятельности.